понедельник, 18 апреля 2022 г.

Почему возникает вредная привычка

Получает радость от процесса. Распространенная вредная привычка среди дошкольников – сосание пальца. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Оно ассоциируется у ребенка с комфортом и безопасностью. Если в раннем возрасте он не удовлетворил свою потребность в сосании, она «выплывет» как привычка и при любом дискомфорте, чувстве тревоги, даже в школе ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш.

Борется со стрессом. Вредная привычка – это сигнал родителям, что ребенок нервничает, находится в состоянии тревоги, чего-то боится или переживает. Чтобы понять, почему дошкольник так себя ведет, нужно выяснить, какие впечатления он ежедневно получает.

Берет пример с родителей. Если дошкольник каждый день видит, как его любимая мама грызет ногти, то он начнет подражать ей, чтобы быть таким, как она. И после ребенок очень удивляется, когда его ругают за то, что «делает мама».

Пытается себя развлечь. Когда ребенку скучно, он бессознательно ищет чем заняться. Часто дошкольник находит себе интересное занятие во вредной привычке.

Что делать, если вредная привычка у ребенка с нарушением ЦНС Вредные привычки могут появиться у ребенка из-за нарушений в работе центральной нервной системы (ЦНС). Их определяют в роддоме или на первом году жизни ребенка во время осмотров у невропатолога. Чтобы отучить такого ребенка от вредных привычек, нужно обратиться за помощью к психиатру. Дома родителям нужно спокойно общаться с ребенком, не повышать на него голос, не делать рядом с ним резких движений. Обстановку в квартире сделать расслабляющей, избегать мрачных и чересчур ярких красок. Наклеить обои светлых пастельных тонов. Мебель поставить удобную, комфортную.

 Как бороться с вредной привычкой.

 Восстановить спокойствие в семье. Чтобы отучить дошкольника сосать палец или грызть ногти, нужно восстановить спокойствие в семье. Ребенок, который регулярно наблюдает за ссорой родителей или терпит нападки взрослых, расстраивается, нервничает и успокаивает себя вредной привычкой. Если в семье не бывает ссор, родителям нужно узнать у воспитателя, какие отношения у ребенка с детьми в группе.

Ограничить просмотр телевизора. Телевизор перегружает нервную систему ребенка. На неокрепшую детскую психику негативно влияют не только взрослые фильмы и новости, но и детские передачи и мультфильмы. Необходимо ограничить просмотр телевизора и позволять смотреть не более 30 минут в день.

Уделять внимание ребенку. Недостаток внимания беспокоит дошкольника. Родителям нужно ежедневно обнимать и целовать своего ребенка, гладить по спине, рукам, голове. Важно говорить ему о своей любви, например: «Митенька, я так тебя люблю, я так рада, что ты мой ребенок!» Рекомендуйте родителям больше разговаривать с ребенком, играть вместе с ним в его игры. Внимание не избалует дошкольника, а успокоит и поможет избавить от вредной привычки.

 Не перегружать занятиями. Когда ребенок перегружен умственными занятиями (языки, музыка, математика), у него возникает сильное нервное напряжение.

Избавить от раздражающих моментов. Если ребенок сосет палец или кусает губы, совет бабушек мазать пальчик перцем или горчицей не поможет. Родителям нужно избавить его от раздражающих моментов. Например, если они видят, что ребенок грызет ногти или дергает себя за ухо, нужно спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если ребенок проявляет настойчивость, необходимо переключить его внимание: отвлечь лаской, щекотанием, игрой, вопросом и снова отвести руку.

Правильно реагировать на вредную привычку. В дошкольном возрасте ребенок изучает, как реагируют взрослые на его действия, и определяет, хорошо он поступает или нет. Если родители будут отвлекать конфетами и подарками, то вредная привычка только закрепится. Ребенок поймет, что для того чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти.

 Подавать хороший пример. Дети во всем копируют родителей и других людей, которые с ними часто общаются. Ошибочно думать, что дома «все свои» и можно не следить за своим поведением. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры «за порог», на всеобщее обозрение.

Если дошкольник ведет себя неприлично за столом, родителям нужно тихо, неслышно для окружающих и очень мягко сказать: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, и это может быть неприятно людям, которые находятся рядом с тобой». Но говорить «Ты ведешь себя как свинья» нельзя.

Порекомендуйте родителям не ругать и не стыдить перед окружающими ребенка, если он, например, измазался мороженым. Так они только понизят его самооценку и выставят себя перед ним в неприглядном виде. В случае с мороженым нужно просто помочь ребенку избавиться от пятен со словами: «Это некрасиво, правда? Ничего, в следующий раз ты обязательно возьмешь платочек, ты ведь очень аккуратный». У ребенка повысится самооценка и появится чувство ответственности.

Чутким отношением к ребенку, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями, педагогами, чтобы быть в курсе того, как дошкольник ведет себя в группе.

Читать сказки о вредных привычках. Через истории сказочных героев дети воспринимают моральные наставления лучше. Предложите родителям готовые сказки, по аналогии они смогут придумывать сказки про те привычки, от которых они хотят избавить ребенка.

Сказки о вредных привычках Сказка про Слоненка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка ковыряться в носу.

Жил да был на свете маленький Слоненок. И был у него друг – веселый Кролик. Однажды утром Слоненок пришел к своему другу Кролику и, как всегда, вежливо поздоровался: – Дравствуй, Кродик! – Что такое, Слоненок? – удивился друг. – Что с твоим носом? – Де здаю, Кролик, но у меня такое ощущедие, что там кто-то поседился! – Поселился? А может, это паук? Или жук заполз? Ну-ка покажи свой нос! Кролик схватил длинный слоновий хобот и внимательно в него посмотрел. Прямо как в подзорную трубу. – Все ясно, – строго сказал он, – у тебя там… – Что, ну что? Говори скорее!!! – заволновался Слоненок. – Нос нужно мыть и чистить каждый день. Понятно? Он у тебя очень грязный. И никто туда не залез. Ты сам его испачкал. – Тогда я сейчас пойду и помою свой нос. Через пятнадцать минут Слоненок вернулся с чистым носом. Теперь он говорил нормально, и Кролик со Слоненком могли играть и распевать свои любимые песенки.

 Сказка про маленький пальчик (Е. Ульева)

Цель:отучить ребенка сосать палец.

У маленького мальчика на руке было ровно пять пальчиков – пальчик Петя, пальчик Сеня, пальчик Миша, пальчик Сёма и пальчик Малышка. – Я сегодня нажимал на кнопочку звонка! – похвастался пальчик Миша. – А я пробовал варенье! – сказал Петя. – А я играл на пианино! Вот так – ля-ля-ля! – пропел Малышка. – А на меня надевали колечко! – похвалился Сёма. – А меня, – заплакал Сеня, – чуть не съели! – Какой ужас! Кошмар! – заволновались пальчики. – Как это случилось? – А вот так. Сидел я, сидел, и вдруг появился огромный рот. Как откроется – и ам меня. А там, во рту, темно и страшно. И зубы стучат. Ну все, думаю, сейчас проглотят. – Кто же это такой страшный? Волк? Людоед? – Не знаю, но пасть очень огромная. Чуть не съел меня. Не успел пальчик Сеня это сказать, как пасть снова появилась, открылся рот, и Сеня вотвот должен был оказаться в страшной пещере. – Нет, нет, нет!!! – закричали все пальчики вместе и стали толкаться, царапаться, спасая Сеню. Пасть закрылась и больше уже не нападала на пальчики. Они жили дружно и весело.

 Как Дима перестал грызть ногти (И. Маниченко)

Цель: отучить ребенка грызть ногти.

Жил-был мальчик Дима. Были у него и мама с папой, и бабушкой с дедушкой, и много друзей. Но еще была у него плохая привычка – грызть ногти. Никто не мог его от этого отучить. И вот однажды Дима сидел за столом и рисовал одной рукой, а на другой, как обычно, грыз ногти. Вдруг как заболит у Димы живот! Стала мама его лечить: и таблетки горькие дает, и травами отпаивает – ничего не помогает. Пошли они тогда к доктору. Доктор осмотрел Диму и только руками развел: «Ничем не могу вам помочь. Вроде все в порядке у мальчика. Не могу понять, в чем причина болезни». Пришли они домой. А живот у Димы болит все сильней и сильней. Что делать – не знают! Вдруг раздался звонок. Мама открыла дверь и увидела на пороге старушку-соседку. – Здесь мальчик Дима живет, у которого живот болит? Я пришла ему помочь, – сказала бабушка. Мама провела ее к Диме. Старушка взяла Диму за руку, посмотрела на обгрызенные ногти, погладила по животу и сказала: – Вот тебе, Дима, волшебные варежки, береги их! И с этими словами старушка ушла. Дима даже спросить не успел, в чем же волшебство варежек. А живот чудесным образом вдруг совсем перестал болеть. У Димы поднялось настроение: хотелось бегать, прыгать и кричать от радости. И он, радостный, побежал к маме на кухню. Сел за стол и только начал по привычке грызть ногти, как откуда ни возьмись появились старушкины варежки и наделись Диме на руки. Он никак не мог их снять, пока мысль о том, чтобы погрызть ногти, не исчезла. После обеда Дима пошел во двор к ребятам. По дороге опять решил погрызть ногти, но тут снова появились варежки и наделись на руки. Это повторялось весь день. И на второй день, и на третий… И так Диме надоели эти варежки, ведь летом в них жарко, играть совсем неудобно, да и ребята уже начали посмеиваться, что он и думать забыл о том, чтобы грызть ногти. И варежки ему больше не понадобились. Надевал он их только зимой, сам, когда шел играть с ребятами в снежки. И живот у него больше ни разу не болел. Почему? Как ты думаешь?

Сказка про невоспитанного Поросенка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка совать пальцы в нос и в рот.

Жил-был на свете Поросенок. И был он очень невоспитанный. Грязный. И еще не умел себя вести. Совсем не знал, куда девать свои руки. То в карман засунет, то в рот, то в нос. Руки грязные, а после них все остальное грязным становится. Ну что за Поросенок! Надоело зверятам смотреть на такого грязного Поросенка, и они перестали его к себе в гости приглашать. Сидел Поросенок совсем один у себя дома. И скучал. А потом надоело ему скучать, пошел он к Еноту и говорит: – Научи меня, как быть чистым. – Хорошо. Во-первых, нужно всегда мыть руки. И не совать их ни в нос, ни в рот. – Я понял! Если я буду совать их в рот, то могу откусить, а если в нос – то сломать! – Руки должны быть делом заняты! Вот ты что сегодня делал? – Ничего. Только в луже лежал. – Иди вымойся как следует и сделай что-нибудь полезное. А потом увидишь, что будет. Пошел Поросенок, вымылся с ног до головы. А потом отправился домой и всем подарки смастерил: Утке – сачок, Зайчонку – кораблик, а Белке – самолетик. Увидели это зверята и стали Поросенка в свои игры звать да нахваливать: – Вот какой у нас Поросенок.


(Источник. Электронный журнал №11 2017 e.psihologsad.ru)


среда, 6 апреля 2022 г.

Играем "Дома на развитие логического мышления"

               Формирование логического мышления в детском возрасте должно проходить в игровой форме, так как игра – ведущая деятельность. Главные инструменты логического мышления: слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения.

Игра «Угадай-ка».

Взрослый загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Например.

- Этот предмет летает? (Да.)

- У него есть крылья? (Да.) 

 - Он высоко летает? (Да.)

- Он одушевленный? (Нет.)

- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть пропеллер? (Да.)

 - Это вертолет? (Да.) 

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Ведущий (взрослый или ребенок) предлагает два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. 


Например: яблоко и помидор; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Логические задачи «Подумай и реши…».

1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?

 3) Марина и Таня пили разные соки - виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

5) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

 6) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

7) У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

8) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?

9) Кто громче замычит, петух или корова?

10) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?

11) Сели на воду три воробья, один улетел. Сколько осталось?

12) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения. Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений.


среда, 16 марта 2022 г.

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников

 Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза.

С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Зрительно - моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).

Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.

Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются.

Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни.

Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.

Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна! Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.

ТРЕНИРОВКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.


👉  Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.



👉 Собирание различных конструкторов по схеме-образцу.




👉 Выкладывание рисунков из палочек по образцу




👉 Выкладывание рисунков из геометрических фигур по образцу «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров).



 👉 «Дорисуй левую (правую) половинку рисунка «Заштрихуй так же».




вторник, 1 марта 2022 г.

Игры на песке

          Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Сегодня многие детские площадки оснащены песочницами. Но как оптимально использовать их мало кто знает. Вот поэтому мы и хотим поделиться опытом и рассказать вам, как с максимальной пользой можно провести время в песочнице с ребенком.

Игры с песком.

Игра «Привет, песок!»

Ход игры. Заинтересуйте малыша. Вспомните с малышом, как здороваются люди, когда встречаются. Затем предложите ребенку «поздороваться» с песком - дотронуться сначала до песка одной рукой, после этого двумя руками вместе. Если малыш не боится выполнять эти движения, продолжите его знакомство с песком. Пусть ребенок положит ладошки на песок, сожмет его в кулачках, высыплет его из рук, понаблюдает, как падают песчинки.

 Игра «Чьи следы?»

Ход игры. Разделите песок в емкости на две части. Одну часть песка оставьте сухой, а другую - смочите водой, чтобы она стала влажной. После этого разместите около «песочницы» разные игрушки (лучше всего пластмассовые или резиновые): куклы, собачки, птички и др. Предложите малышу поиграть с этими игрушками на песке: попрыгать, походить. Обратите его внимание на то, где остаются следы, а где нет. Затем предложите ребенку придумать следы разных животных, например, провести пальчиком по песку как будто ползет змея, кончиками пальцев поударять по песку словно прыгает зайка и т.д.

              Игра «Песочные прятки».

Ход игры. Сообщите малышу, что вы сегодня будете играть в прятки с игрушками. Затем возьмите одну из игрушек и спрячьте ее на глазах у ребенка в песке. После чего попросите малыша найти игрушку. Как только ребенок поймет задание, можно предложить ему закрыть глаза. Тем временем снова спрячьте игрушку в песке и попросите ребенка отыскать ее. Затем поменяйтесь местами: ребенок прячет, а вы ищете.

 Игра «Рисуем на песке».

Разделите песок на две части, одну из которых смочите водой. Предложите малышу порисовать на песке. Это можно делать пальцами, палочкой, кончиком кисточки, карандашом и другими подручными материалами. Кроме этого можно показать малышу, как рисовать сухим песком по мокрому. С этой целью насыпьте в полиэтиленовый пакет немного сухого песка, сделайте в нем небольшую дырочку и нарисуйте струйкой узор на влажном песке. А также с песком можно строить разные постройки.

среда, 16 февраля 2022 г.

Когда у ребенка формируется совесть

Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: "Как тебе не совестно?", "Совесть у тебя есть или нет?", "Где у тебя совесть была?". Но они забывают, что у малышей совесть еще молчит, они начинают слышать ее голос только к семи-восьми годам, и раньше этого возраста взывать к совести и кричать "Бессовестный!" не имеет смысла.

Совесть   сложное понятие, она формируется у ребенка продолжительное время. Не год и не два пройдет, прежде чем ребенок начнет сознавать, что такое совесть. Для этого должен сформироваться понятийный аппарат, который дает возможность сравнивать и оценивать. Совесть требует от человека волевых решений, а такая способность также появляется не сразу (примерно в дошкольном возрасте).

Как пишет психолог и философ А.А. Милтс, совесть   это зеркало, в котором отражается, в какой мере в ребенке, в человеке утвердились доброта, честность, справедливость, в какой мере совесть затронула чувства, убеждения, волю, характер и подсознание. Совесть показывает, как идет нравственное развитие личности   моральное право оценивать и судить себя.

Известный русский ученый В.С. Соловьев считал, что первичной основой нравственности являются три человеческих чувства: стыд, жалость и доброжелательность. Именно в делах с малых лет, считал он, нужно развивать эти качества, которые потом постепенно перерастут в совесть ребенка. А.А. Милтс отмечает, что, когда ребенок сочувствует тяжелой и горькой судьбе маленькой девочки-сироты из сказки, когда она, разбив вазу, забивается в угол, сознавая, что поступила плохо, это только просто проявления эмоций.

 Но это начало, первые ростки, из которых в будущем вырастет совесть. Ведь совесть, пробуждаясь, уже дает возможность оценивать свои убеждения, поступки и их мотивы как ценность для "других".

       Если ребенок все делает только из чувства страха, боязни наказания, а в сердце его нет желания помочь, то о развитии совести говорить рано. Писатель С. Соловейчик, размышляя об этом, пишет, что ребенок сначала воспринимает не общечеловеческую высшую мораль, а групповую мораль близких и уважаемых им людей, мораль "эталонной" группы. С точки зрения высшей морали стыдно воровать, а с точки зрения сельских мальчишек не залезть в чужой сад за яблоками   это признак трусости. Быть карьеристом с общечеловеческих позиций стыдно, а с точки зрения определенной группы лиц не делать карьеру   признак недееспособности.

Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого   потому что совестно.

Для развития совести у ребенка в первую очередь нужно культивировать чувства доброты и сострадания. Чтобы ребенок видел и чувствовал эти качества в вас и окружающих. К маленьким детям первые ощущения совести приходят через доброту, любовь и сострадание к близким и к окружающему миру: животным, растениям, к старикам и больным и всем тем, кто требует от нас сочувствия.

понедельник, 14 февраля 2022 г.

Дарите книги с любовью




 Педагоги и дети детского сада присоединились к шестой общероссийской акции "Дарите книги с любовью", подарив в библиотеку им. Николаева книги.

Родителям старшей группы предложили стать участниками акции в детском саду "Подари малышку книжку" . Условия акция: принести в подарок книгу для детей младшего возраста. 

Ведь самый лучший подарок - это книга. Книга развивает кругозор, связную речь, навыки общения, память, мышление, фантазию. Дети учатся сопереживать героям, оценивать и анализировать их поступки.

Надо сказать, что большинство родителей приняли участие в акции. Некоторые из них принесли не одну, а несколько книг.

От имени воспитателей и детей выражаем большую благодарность всем родителям , принявшим активное участие в этой акции.

 




 

вторник, 18 января 2022 г.

Дружба важна

        Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, — это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме.

Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений».

Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например, как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми — это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества


воскресенье, 9 января 2022 г.

«Детская любознательность. Что мешает развитию детской любознательности»

Почему все чаще появляются неговорящие дети, с бедным словарем, не умеющие поддержать беседу, задать вопрос, дети с низким познавательным интересом, но при этом хорошо разбирающиеся в интернете, гаджетах. У которых загораются глаза при появлении смартфонов, планшетов.

Что мешает развитию детской любознательности?

Что заставляет ребенка задавать множество вопросов? Не что иное, как любознательность.

С самого рождения ребенок активнейшим образом познает окружающий мир, он создан для того, чтобы учиться.

Специалисты считают любознательность признаком готовности ребенка к школьному обучению.

Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.



Три причины, объясняющие важность любознательности в нашей жизни.

1. Наличие любознательности облегчает любое познание. Любознательный ребенок получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, - это вызывает чувство насилия над собой.

2. Любознательность помогает видеть новые идеи, открывает новые возможности. Любознательность позволяет человеку создавать новое, делать открытия для себя и всего мира.

3. Любознательность стимулирует интерес к жизни. Любознательный ребенок в жизни никогда не будет скучать, всегда обнаружит что-то привлекательное, всегда найдёт способ развлечься.

Что зависит от взрослых?

• стиль семейного воспитания очень влияет на развитие любознательности современного ребенка;

• развивающая предметно-пространственная среда;

• поддержка и подавление реакциями и действиями взрослых.

Часто ли вы слышите в общественных местах как маленькие дети громко задают вопросы? Зато дети сидят, уткнувшись в гаджеты, играют в игры или смотрят мультфильмы. О чем это говорит? Думаю, что каждый из вас дал правильный ответ.

Никиты Михалкова в своих размышлениях о взрослеющем поколении говорит о том, что страшно не то, что ребенок использует гаджеты, а то, что из ребенка вымывается любознательность, интерес к окружающему миру – запаху, цвету природы, шуму моря…ему дают то, что дают – узкий экран и он думает, что это питательная среда, окружающий мир сужается до маленького прямоугольника, ребенок сидит в виртуальном мире. Он вырастает в человека, который хочет быть только потребителем. Сегодня шелест страниц заменил клик. Гениальное изобретение интернет, гаджеты, но, увы, убивающие любознательность у наших детей, это пагубно влияет на разговорную практику ребенка. На самом деле это Колоссальная проблема, правда.

Может она еще в дошкольном детстве не столь глобальна, как в школьном возрасте. Что делать? И смысл не в том, чтобы запретить совсем, а в том, что воспитание с малого возраста заключается не в умении ребёнка управлять сложной техникой. Хотя некоторые взрослые думают, наоборот. И вы слушали – «Какой умный ребенок, знает какую кнопку нажимать».

Взрослые перестают читать книги, да что там, родители перестают читать детям книжки.

Любой ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Наверное, поэтому, родители доверяют своего ребенка и надеются, что педагоги наполнят малыша многочисленными знаниями, умениями, навыками, раскроют их таланты, научат рассуждать, творчески мыслить.

• поддержание активного интереса и активного действия ребенка.

Любопытный эксперимент.

В ходе этого исследования приглашали мам с детьми в кабинет, где было много всяких игр, игрушек и очень интересных вещей. Затем экспериментатор говорил, что ему позвонили и нужно срочно отлучиться на время. Перед уходом он разрешает брать и смотреть любые вещи, которые находятся в комнате.

1. Первая мама говорила ребенку «Сядь смирно! Ничего не трогай, а то поломаешь!» Сама ничего не трогала и все время шикала на ребенка.

2. Мама вторая говорила ребенку «Раз нам разрешили брать игрушки, можешь поиграть», а сами доставали журнал и читали.

3.Третьи мамы призывали ребенка: «Посмотри, сколько здесь всего интересного! Давай мы вместе с тобой играть в эти игры!» — и начинали придумывать ребенку развлечения.

4. Мамы четвертого типа, забыв про ребенка, сами начинали все хватать и с интересом рассматривать.

Как вы думаете, у какого ребенка будет высокий уровень познавательности? Наиболее высокий уровень любознательности оказался в четвертой семье. На втором месте, как ни странно – ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно. Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался еще не самым худшим. Но наименьшая познавательная активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на себя инициативу и руководила деятельностью ребенка

Мораль очевидна. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное – если самим взрослым ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не сидят каждый вечер перед телевизором, то все прекрасно разовьется.

Очень много всего нужно, чтобы любознательность развивалась. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в окружении, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы.

Интересный факт.

Нобелевский лауреат 1944 года физик Исидор Раби подчеркнул, что своим успехам в науке он обязан матери, которая смогла не только сохранить, но и приумножить его природную любознательность. «После школы многие матери задают своим детям вопрос: «Чему новому ты научился в школе сегодня?». Многие, но не моя.Моя мама неизменно спрашивала меня: «Какой хороший вопрос задал ты сегодня?» Это помогло мне не только сохранить природную детскую любознательность, но сделало меня ученым.

Надеюсь, что каждый из вас почерпнул интересную для себя информацию.

 

вторник, 14 декабря 2021 г.

Не забывайте народные игры

 На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы :

- развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;

- расширяем и обогащаем игровые действия детей; 


- развиваем двигательную активность;

- укрепляем здоровье детей;

- обогащаем словарь. 

Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко-малечко», - эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора.

  Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры не заменимы.

  Необходимость соблюдения правил игры требует от её участников (взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребёнком на равных. Игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними.

  Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребёнком. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в прятки, салочки, «колдунчики», различные игры с мячом летом и в снежки, «снежную бабу» зимой.

  Например, в «кучки» можно играть всей семьёй. Игра организуется летом на берегу реки, моря или во дворе. Водящий, выбранный считалкой, берёт по одной какой-нибудь вещи у играющих и прячет под кучку песка так, чтобы под одной из них была пара вещей, под другой – одна, под третьей – ничего. Спрятав предметы, ведущий предлагает их искать. Кому достанется пара – тот выиграет, а кому пустая кучка – проигрывает. Выигравший становится водящим. Теперь он прячет предметы. Можно прятать крупные одинаковые по цвету и величине камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди. Игру можно продолжать до тех пор, пока она вызывает интерес у детей.

  В «змейку» лучше играть всей семьёй или объединившись с другими семьями на просторной площадке, лужайке, лесной полянке. Чем больше игроков, тем веселее игра. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Лучше, если им будет кто ни будь из взрослых. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь «змейкой», закручивая её вокруг крайнего игрока, затем - в другую строну, раскручивая её.

Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Так, Идущий поддет сигнал, и все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку.

Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась. Игру продолжать до тех пор, пока она не надоест.

В игру «Летучий мяч» или «Собачки» можно играть как большим коллективам из нескольких семей, так и втроем. Играющие встают в круг, водящий, выбранный считалкой, в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга, Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если, ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч,

В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как «Чепуха», «Летает - не летает», «Крестики - нолики», которые развивают память внимание, быстроту реакции у ребенка в и то же время веселят, всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключиться от житейских проблем, снять напряжение.

В игре «Узнай, кто» один из участников подкрадывается к водящему, выбранному считалкой, и закрывает ему глаза. Водящий по одежде на ощупь узнает, кто закрыл ему глаза, и называет его имя. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания: меняются деталями одежды, нарочно не узнают игроков. Игру продолжают, пока она не надоест детям. Количество игроков в игре «Король в плену» всегда постоянно - два человека, что дает возможность использовать ее в самых различных ситуациях. Играющие кладут поочередно руку на руку другого, считая до девяти, и тогда наиболее быстрая рука схватывает медлительную. Победивший говорит: «Король в плену». В игре необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть две руки подряд.

Игра «Холодно-горячо» проводится, как правило, дома. Один из играющих - уходит из комнаты, другие прячут предмет. Затем вызывают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Когда он приближается к предмету, играющие говорят: «Тепло», «Горячо»; если удаляется - «Холодно». Предупреждать можно не только словами, а также тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика. Когда водящий находит предмет, выбирается новый водящий. Если вы в пути(едете в поезде) или ожидаете чего-либо с ребенком и хотите занять его интересной игрой, можно прятать любой небольшой предмет (билет, конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Двое играющих прячут и ищут предмет по очереди.

В игру «Корчага» можно играть всей семьей. Один из играющих, выбранный считалкой, садится в середине круга, образуемого остальными. Его накрывают платом. Выбирается старший который секретно от «корчаги» дает названия всем играющим: птичка, цветок и т. п. Лучшие, если в начале игры старшим будет кто-нибудь из родителей. Старший встает возле «корчаги» и называет, по очереди, каждого из играющих, произнося новое «имя». Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого старший снимает платок и спрашивает «корчагу», кто ударил. Если угадает, на его место садится угаданный, если нет - игра продолжается. Все должны побывать в роли «корчаги». Необходимо соблюдать правило: платок с водящего снимается только после хлопка.

Использование русских народных игр в организации детских праздников в семье способствует созданию неповторимой эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как «Жмурки», «Фанты», «Молчанка». Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.

Совместные игры с близкими взрослыми - огромная радость для ребенка. Однако нельзя доводить занятия играми до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, ее необходимо закончить. Заканчивая игры, оставляйте детям радостную перспективу: «Мы еще поиграем в другой раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две. три, даже месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть новой.

Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.

 Играйте с удовольствием!