Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.
Опыт дошкольника, как правило, полный у
ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие
отношения ответственности и взаимной зависимости
Эмоциональный опыт может быть
существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи или при отсутствии у него
братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей,
пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором,
сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может
быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность
складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием
отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие
интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется
существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.
Эмоциональный опыт ребенка может быть
неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда
ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода
воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и
отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в
ребенке лишь силу.
Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же).в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
В воспитании эмоциональной отзывчивости у детей в семье важно:
• Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.
• Представления родителей об идеальных
качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное
большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с
интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность.
Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим
людям.
• Привлекать ребенка к участию в
будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр.
необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в
незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем
самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в
собственные силы.
• Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Дети должны постоянно чувствовать, что
родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и
навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам
детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и
эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную
значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий