среда, 16 февраля 2022 г.

Когда у ребенка формируется совесть

Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: "Как тебе не совестно?", "Совесть у тебя есть или нет?", "Где у тебя совесть была?". Но они забывают, что у малышей совесть еще молчит, они начинают слышать ее голос только к семи-восьми годам, и раньше этого возраста взывать к совести и кричать "Бессовестный!" не имеет смысла.

Совесть   сложное понятие, она формируется у ребенка продолжительное время. Не год и не два пройдет, прежде чем ребенок начнет сознавать, что такое совесть. Для этого должен сформироваться понятийный аппарат, который дает возможность сравнивать и оценивать. Совесть требует от человека волевых решений, а такая способность также появляется не сразу (примерно в дошкольном возрасте).

Как пишет психолог и философ А.А. Милтс, совесть   это зеркало, в котором отражается, в какой мере в ребенке, в человеке утвердились доброта, честность, справедливость, в какой мере совесть затронула чувства, убеждения, волю, характер и подсознание. Совесть показывает, как идет нравственное развитие личности   моральное право оценивать и судить себя.

Известный русский ученый В.С. Соловьев считал, что первичной основой нравственности являются три человеческих чувства: стыд, жалость и доброжелательность. Именно в делах с малых лет, считал он, нужно развивать эти качества, которые потом постепенно перерастут в совесть ребенка. А.А. Милтс отмечает, что, когда ребенок сочувствует тяжелой и горькой судьбе маленькой девочки-сироты из сказки, когда она, разбив вазу, забивается в угол, сознавая, что поступила плохо, это только просто проявления эмоций.

 Но это начало, первые ростки, из которых в будущем вырастет совесть. Ведь совесть, пробуждаясь, уже дает возможность оценивать свои убеждения, поступки и их мотивы как ценность для "других".

       Если ребенок все делает только из чувства страха, боязни наказания, а в сердце его нет желания помочь, то о развитии совести говорить рано. Писатель С. Соловейчик, размышляя об этом, пишет, что ребенок сначала воспринимает не общечеловеческую высшую мораль, а групповую мораль близких и уважаемых им людей, мораль "эталонной" группы. С точки зрения высшей морали стыдно воровать, а с точки зрения сельских мальчишек не залезть в чужой сад за яблоками   это признак трусости. Быть карьеристом с общечеловеческих позиций стыдно, а с точки зрения определенной группы лиц не делать карьеру   признак недееспособности.

Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого   потому что совестно.

Для развития совести у ребенка в первую очередь нужно культивировать чувства доброты и сострадания. Чтобы ребенок видел и чувствовал эти качества в вас и окружающих. К маленьким детям первые ощущения совести приходят через доброту, любовь и сострадание к близким и к окружающему миру: животным, растениям, к старикам и больным и всем тем, кто требует от нас сочувствия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий