Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься. И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр. На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.
Потребности, связанные с движением
наружу, — это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как
потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с
расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви
и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в
приемлемой форме.
Например, если вас разозлил муж, вы не
бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете
свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений».
Другой пример: если вы влюблены, то не
налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например,
как Татьяна Онегину. Неспособность человека проявлять свои потребности,
связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к
накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых
вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для
того, чтобы просто «выпустить пар». Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении
неудовлетворенности собой и своей жизнью.
При здоровом психологическом процессе
потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с
движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.
Что же касается психологии детской
дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание
и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми — это явление
постоянных компромиссов.
Каждый человек сам регулирует режим
открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и
отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма
неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их
конструктивного предъявления миру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий