воскресенье, 9 января 2022 г.

«Детская любознательность. Что мешает развитию детской любознательности»

Почему все чаще появляются неговорящие дети, с бедным словарем, не умеющие поддержать беседу, задать вопрос, дети с низким познавательным интересом, но при этом хорошо разбирающиеся в интернете, гаджетах. У которых загораются глаза при появлении смартфонов, планшетов.

Что мешает развитию детской любознательности?

Что заставляет ребенка задавать множество вопросов? Не что иное, как любознательность.

С самого рождения ребенок активнейшим образом познает окружающий мир, он создан для того, чтобы учиться.

Специалисты считают любознательность признаком готовности ребенка к школьному обучению.

Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать.



Три причины, объясняющие важность любознательности в нашей жизни.

1. Наличие любознательности облегчает любое познание. Любознательный ребенок получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, - это вызывает чувство насилия над собой.

2. Любознательность помогает видеть новые идеи, открывает новые возможности. Любознательность позволяет человеку создавать новое, делать открытия для себя и всего мира.

3. Любознательность стимулирует интерес к жизни. Любознательный ребенок в жизни никогда не будет скучать, всегда обнаружит что-то привлекательное, всегда найдёт способ развлечься.

Что зависит от взрослых?

• стиль семейного воспитания очень влияет на развитие любознательности современного ребенка;

• развивающая предметно-пространственная среда;

• поддержка и подавление реакциями и действиями взрослых.

Часто ли вы слышите в общественных местах как маленькие дети громко задают вопросы? Зато дети сидят, уткнувшись в гаджеты, играют в игры или смотрят мультфильмы. О чем это говорит? Думаю, что каждый из вас дал правильный ответ.

Никиты Михалкова в своих размышлениях о взрослеющем поколении говорит о том, что страшно не то, что ребенок использует гаджеты, а то, что из ребенка вымывается любознательность, интерес к окружающему миру – запаху, цвету природы, шуму моря…ему дают то, что дают – узкий экран и он думает, что это питательная среда, окружающий мир сужается до маленького прямоугольника, ребенок сидит в виртуальном мире. Он вырастает в человека, который хочет быть только потребителем. Сегодня шелест страниц заменил клик. Гениальное изобретение интернет, гаджеты, но, увы, убивающие любознательность у наших детей, это пагубно влияет на разговорную практику ребенка. На самом деле это Колоссальная проблема, правда.

Может она еще в дошкольном детстве не столь глобальна, как в школьном возрасте. Что делать? И смысл не в том, чтобы запретить совсем, а в том, что воспитание с малого возраста заключается не в умении ребёнка управлять сложной техникой. Хотя некоторые взрослые думают, наоборот. И вы слушали – «Какой умный ребенок, знает какую кнопку нажимать».

Взрослые перестают читать книги, да что там, родители перестают читать детям книжки.

Любой ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Наверное, поэтому, родители доверяют своего ребенка и надеются, что педагоги наполнят малыша многочисленными знаниями, умениями, навыками, раскроют их таланты, научат рассуждать, творчески мыслить.

• поддержание активного интереса и активного действия ребенка.

Любопытный эксперимент.

В ходе этого исследования приглашали мам с детьми в кабинет, где было много всяких игр, игрушек и очень интересных вещей. Затем экспериментатор говорил, что ему позвонили и нужно срочно отлучиться на время. Перед уходом он разрешает брать и смотреть любые вещи, которые находятся в комнате.

1. Первая мама говорила ребенку «Сядь смирно! Ничего не трогай, а то поломаешь!» Сама ничего не трогала и все время шикала на ребенка.

2. Мама вторая говорила ребенку «Раз нам разрешили брать игрушки, можешь поиграть», а сами доставали журнал и читали.

3.Третьи мамы призывали ребенка: «Посмотри, сколько здесь всего интересного! Давай мы вместе с тобой играть в эти игры!» — и начинали придумывать ребенку развлечения.

4. Мамы четвертого типа, забыв про ребенка, сами начинали все хватать и с интересом рассматривать.

Как вы думаете, у какого ребенка будет высокий уровень познавательности? Наиболее высокий уровень любознательности оказался в четвертой семье. На втором месте, как ни странно – ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно. Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался еще не самым худшим. Но наименьшая познавательная активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на себя инициативу и руководила деятельностью ребенка

Мораль очевидна. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное – если самим взрослым ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не сидят каждый вечер перед телевизором, то все прекрасно разовьется.

Очень много всего нужно, чтобы любознательность развивалась. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в окружении, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы.

Интересный факт.

Нобелевский лауреат 1944 года физик Исидор Раби подчеркнул, что своим успехам в науке он обязан матери, которая смогла не только сохранить, но и приумножить его природную любознательность. «После школы многие матери задают своим детям вопрос: «Чему новому ты научился в школе сегодня?». Многие, но не моя.Моя мама неизменно спрашивала меня: «Какой хороший вопрос задал ты сегодня?» Это помогло мне не только сохранить природную детскую любознательность, но сделало меня ученым.

Надеюсь, что каждый из вас почерпнул интересную для себя информацию.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий