четверг, 15 декабря 2022 г.

Привычка сосать палец

      Дети в возрасте 2-3 лет сосут палец, потому что это их успокаивает. Возможно, ребенок сосал палец, будучи в утробе матери и теперь пытается вернуть это ощущение безопасности, когда ему страшно, он устал, болен, ему скучно, или он пытается приспособиться к новой обстановке. Ребенок может также использовать этот прием, чтобы усыпить себя, если вдруг проснулся ночью.

Как с этим бороться

     Главное сильно не беспокоиться. Не смотря на то, что вас может пугать такая привычка ребенка, она не наносит ущерба формированию прикуса и нижней челюсти, пока ребенок не достигнет 3-4 лет. При этом важно учитывать, как ребенок сосет палец, если он пассивно держит его во рту, то это не вредит формированию прикуса. Если ребенок сосет активно, то здесь могут возникнуть проблемы при формировании прикуса, поэтому проанализируйте привычку вашего ребенка. Если он делает это активно, то лучше начать отучать его от этой привычки, пока ему не исполнится 3 года.

Избегайте методов наказания 

     Наказывать ребенка в таком случае бесполезно, как и постоянно говорить «вынь палец изо рта». Надевать ему на палец, что-то резиновое, как и мазать чем-то невкусным, жестокий метод, так как ребенок всего лишь пытается таким образом успокоиться. Попытки угрозами и наказаниями заставить ребенка бросить эту привычку, могут привести к тому, что последний еще сильнее и чаще начнет сосать палец. В любом случае он перестанет это делать, когда найдет другие способы упокоиться. Если ребенок сосет палец, когда он, например, голодный, то через год или два он сам научиться заглядывать в холодильник в поисках чего-нибудь съестного или научиться просить вас приготовить что-нибудь перекусить.

Предложите замену

    Если вы можете определить время и место, когда ваш ребенок наиболее всего подвержен этой привычке, например, когда смотрит телевизор, то вы можете придумать какую-то замену данной привычке: дать ему в руку резиновый шарик, чтобы мять, или любою другую игрушку, которую можно разминать пальцами. Если ребенок сосет палец, когда он устал, приучите его подремать немного, чтобы отдохнуть. Если ребенок сосет палец, когда расстроен, то необходимо научить его выражать свои чувства словами, не держать все в себе. Таким образом, ваши основные действия это обнаружение причины и предложение альтернативы привычке сосать палец.


вторник, 6 декабря 2022 г.

Воровство в дошкольном возрасте

Несомненно, что большинству родителей далеко не безразлично, каким человеком вырастет их дитя. В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг в доме начали появляться чужие вещи.

Безусловно, оставлять без внимания появление «незнакомых» игрушек, бантиков, канцелярии и прочего нельзя ни в коем случае. Но не стоит сразу обвинять и наказывать ребенка, «приклеивать» ему всякого рода ярлыки типа: «бандит», «вор» и т. д. Прежде всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так делает?

Сразу следует отметить, что термины «кража», «воровство» не совсем применимы к дошкольникам, потому, что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они не в состоянии, а уж тем более оценить его последствия.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш в данном возрасте пока не способен различать «моя вещь» - «чужая». Он может взять что-либо, не задумываясь, машинально.

Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка или пластмассовая «безделушка». Поэтому прежде, чем начинать коррекционную работу, важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных действий.

Среди основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить несколько групп:

1. желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой);

2. желание привлечь к себе внимание взрослых;

3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета или вещи;

4. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;

5. желание отомстить кому-либо;

6. желание узнать что-либо;

7. желание подражать взрослым.

Рассмотрим все эти мотивы подробнее.

Желание владеть-то – вполне понятный и прямой мотив. Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой, с которым малыш не в состоянии справиться). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека, не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.

Рекомендации: необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. Кроме того, следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций. Если вещь или игрушка все таки появились в вашем доме – потребуйте от ребенка обязательно вернуть ее хозяину.

Желание привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив. Возможно, в этом ярком, дорогом, красочном мире игрушек ребенку просто не хватает внимания и тепла любимых, но таких «далеких» и вечно занятых родителей. Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем когда меня не замечают». Практические психологи описывают множество таких примеров, когда дети намеренно совершают «дурные» поступки с целью привлечения к себе внимания.

Рекомендация: уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся не только наладить необходимый психологический контакт, но и создать в вашей семье благоприятную доверительную атмосферу.

Желание привлечь к себе внимание сверстников – характерно для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.

Рекомендация: периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся и о чем он мечтает. Если у ребенка выявите трудности в общении со сверстниками – обратитесь за консультацией к психологу.

Желание сделать приятный подарок близкому (чаще всего родителю) – это социальный мотив. Он вызван отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Рекомендация: не оценивайте резко и категорично данный поступок, а наоборот, скажите, что вам приятно, что он хотел вас обрадовать, но это можно было сделать другими способами. Расскажите, каким образом он может вас удивить, порадовать, сделать приятное.

Желание отомстить кому – либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика. Какие игрушки дети приносят с собой в детский сад? — Любимые. А что испытывает человек, если его лишают того, что он любит? — Обиду, сожаление, разочарование и т. д. Таким образом, ребенок чувствует удовлетворение от содеянного и теперь освобождаясь роли «потерпевшего», он примеряет на себя роль «победителя».

Рекомендация: необходимо ребенку объяснять, что месть – это не самый лучший способ общения со сверстниками, рассказывать о последствиях такого поведения (потере друзей, доверия и пр., а так же обучать приемлемым способам решения споров и разногласий.

Желание узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Поэтому дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие эксперименты.

Рекомендация: в данной ситуации ребенок просто не может самостоятельно найти правильный объект для удовлетворения своего научного поиска. Помогите ему в этом, удовлетворите его познавательный интерес. Разрешите использовать вещи, так как ему хочется, обучите конструктивным способам разборки и сборки игрушек, проводите совместные эксперименты по изучению предметов, явлений природы и вещей различного предназначения.

Желание подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.

Рекомендация: никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.

В заключение стоит сказать, что при правильном подходе к проблеме педагогов и родителей, данное «негативное» поведение может не только полностью искорениться, но и стать началом для формирования правильных социальных установок детей.

вторник, 15 ноября 2022 г.

Хвалить ребенка правильно.

     Прежде всего, следует то, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, в том числе и родители, должны иметь в виду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться как в конце, так и в начале действия. Создание условий, способствующих у детей ощущения радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.

Однако, каждый взрослый должен ежедневно и ежечасно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком (рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной оценке личности ребенка.

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – резонно советует в книге «Нестандартный ребенок» психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Нечто подобное фигурирует во "взрослой" социальной психологии под именем "авансирование доверием", что обусловливает значительный личностно и профессионально развивающий эффект. Техника «интенсивной психотерапии» в работе с взрослыми людьми, прежде всего, основана на вере в возможности роста личности.

Теперь о том, как хвалить НЕ следует:

1 Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося «гения».

2  Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания «брать пример» с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

3 Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.

Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

4 Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое

самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.

Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истеричные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.

Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!").

вторник, 1 ноября 2022 г.

"Скулшутинг"

   Вооруженное нападение, проводимое в учебных учреждениях; применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений, которое часто перерастает в массовые убийства.

  Слово является англицизмом и происходит от двух английских слов - schol - "школа" и shooting - "стрельба". Безусловно, скулшутинг - одна из самых отвратительных разновидностей и без этого мерзкого терроризма.

Психологические причины скулшутинга.

Давайте попробуем порассуждать и разобраться. что общего во всех случаях школьной стрельбы и характеристиках стрелков?

  • замкнутость, необщительность;
  • отсутствие доверительных отношений с родителями;
  • воздействие издевательств (буллинга) в школе
  • отсутствие увлечения спортом или творчеством
  • частые головные боли.
Человеку не нравиться реальность, в которой он находится. В ней не удовлетворяются его естественные потребности в любви, одобрении, понимании. У него появляется желание - потребность уйти из этой реальности или создать новую (часто играют в компьютерные игры).

От непринятия и отрицания происходящего вокруг происходят частые психосоматические головные боли. 

На что необходимо обращать внимание:

  • дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество;
  • родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной  агрессивности в нем;
  • отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем;

  • под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью;
  • ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии "скулшутинга".
Пути решения проблем.
  1.  Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками.
  2. Учите детей общению с людьми вне Интернета.
  3. Организуйте досуг ребенка во внеучебное время.
  4. Тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах.
  5. Контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения.

понедельник, 17 октября 2022 г.

Ребенок обманывает. Что делать?

 Уже после трех лет детям просто необходимо, чтобы взрослые замечали и оценивали все их достижения. Чаще хвалите своего ребенка, уверяйте в своей любви.

Договоритесь в семье об одинаковых требованиях. Ребенок должен четко знать, что можно, а чего нет.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя со сверстниками, ему нужна зона успеха, в которой он бы превосходил друзей. Что у вашего ребенка получается лучше? Может, записать его в студию танца, или спортивную секцию?

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или неразрешенными они были. Если эти чувства появились, следовательно, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.


Будьте верны своему слову, обещаниям. Даже если есть объективные причины, по которым вы не сумели сдержать свое обещание, не считайте недостойным для себя объяснить ребенку причину, по которой вы не сдержали свое обещание. Будьте откровенны с ребенком. В построении правильных и честных отношений крайне важно желание ребенка быть с вами откровенным. Это желание можно и нужно стимулировать.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Оценивайте последствия. Когда ребенок впервые говорит неправду, необходимо объяснить ему последствия этого поступка. Сделайте это без посторонних. Помощь необходима, она позволит ребенку понять, что он не один в мире, каждый поступок имеет свой ​​отзыв - положительный или отрицательный. Такое объяснение поможет ему научиться думать о будущем. Давайте возможность ребенку самому решать последствия его действий или бездействия. Только тогда он будет взрослеть, становиться «сознательным».

Наказывайте ребенка, оставляя без хорошего, а не делайте ему плохо.

Умейте прощать. Ведь, провинившись, ребенок думает прежде всего, что его ждет неотвратимое и строгое наказание. Чувство самосохранения и желание его избежать становится определяющим фактором в поведении. И здесь ко лжи - только один шаг.

Поощряйте честность. Не оставляйте незамеченным момент, когда ваш ребенок признался вам в чем-то. Поверьте, что такие моменты в жизни ребенка очень важны. Ведь он делает свой ​​выбор. Не забудьте объяснить, в чем его ошибка, но сместите акцент на момент истины - на то, что вы гордитесь тем, что ваш ребенок растет честным человеком.

Подавайте собственный пример. Помните: ваш ребенок - это в большой степени ваше отражение. Вы воспитываете нечестного человека тогда, когда допускаете возможность соврать в присутствии ребенка. Иногда в этой лжи ребенку отводится определенная, пусть на первый взгляд невинная, ложь. Этим вы закладываете фундамент для будущей лжи.

Любите свое ребенка не за то, что она красивый, умный, способный, хорошо учится, помогает. Любите его просто за то, что он есть. Не избегайте шансов дать ему это почувствовать. Повторяйте чаще заветные слова: «Я тебя очень люблю»!!!

Поговорите с ребенком о том, чего боится больше всего (разочаровать вас, сделать ошибку, не получить желаемого результата).

Развивайте его познавательные интересы, его потребности в интеллектуальной активности. Расскажите ребенку, что оценка, которую он получает не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знания останутся. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание на полученных результатах. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а достижения.


Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретную задачу, то это будет побуждать его к деятельности.

Поощряйте ребенка, даже если результат не будет виден сразу. Будьте своему ребенку другом и советчиком.

пятница, 7 октября 2022 г.

Игры развивающие произвольность ребенка

 Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Шалтай-болтай (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: "Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне". Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и.т.д.

Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Шаловливая минутка (для детей с 4 лет)

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности

Детям объясняют: "Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать... Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час "можно" (для детей с 4 лет)

Цель:  ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Речка - Берег (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности

На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

Снеговик (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления

Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги). 

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи).  

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи), затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук), ноги (расслабляют мышцы ног). 

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер).

Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух. 

Невидящий - неслышащий

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» - дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» - дети выполняют задание только по показу.

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

Копна – Тропинка - Кочки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Рояль (для детей с 6 лет)

Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция импульсивности, сплочение группы

Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный. Упражнение лучше выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

 

понедельник, 26 сентября 2022 г.

Как научить наших детей желаемому поведению без нотаций и крика.

Позитивное подкрепление – обучение желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего поведения! Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его. (Чаще родители не обращают внимание на хорошее поведение, а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку).

Правила и ограничения. Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях. Необходимо заранее чётко и ясно объяснить ребёнку (возможно по нескольку раз) какое поведение вы ожидаете от него, что правильно делать, и что – нет, и расскажите о действиях, которые вы предпримите в случае непослушания (прекращение игры, временное ограничение удовольствий и т.п.). Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова. Необходимо последовательно выполнять то, что вы пообещали ребёнку в случае непослушания.

Критика. Следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. (Вместо «Не рисуй на полу!» можно – «Рисуй только на бумаге!»). Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью! Согласитесь, есть большое различие между: «Ты – лентяй!», и «Ты не убрал игрушки».

Случайности. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, испортил случайно. Это большая ошибка! Ведь и вы можете что-то уронить случайно, и вас никто не посмеет отругать за это. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему.

Итак, резюмируем:

Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, вы помогаете ему понять желательное поведение перед тем, как возникнут проблемы.

Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, вы помогаете ему быстрее учиться.

Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

четверг, 8 сентября 2022 г.

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационный период 

 серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние ребенка.

Поэтому мы рекомендуем:

• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.• Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

• Расширить «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.

• В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.

• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем (если это рекомендует воспитатель и психолог), приводить малыша на целый день; В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

 

Удачи Вам в адаптации Ваших малышей!

 

вторник, 17 мая 2022 г.

Что делать, если ребенок впадает в истерику? (Консультация для родителей)

Детям раннего возраста иногда свойственны припадки ярости, во время которых они падают на пол, бьют по полу руками и ногами, кричат, колотят окружающих. Чаще всего такое поведение возникает в ответ на запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками. Например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду. Генри Паренс рекомендует в таких случаях следующие тактики. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым). Генри Паренс не рекомендует в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.

Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.

Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой не соразмеряя силу удара). Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния.

 В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

ИТАК, если ребенок впадает в истерику:

• Не отменяйте немедленно своих решений.

• Не берите ребенка насильно на руки.

• Не старайтесь поднять ребенка с пола.

• Не оставляйте ребенка одного.

• Следите за своим эмоциональным состоянием.

• Переключите внимание ребенка.

Истерики

Может быть, с этой проблемой вы были знакомы и раньше, а может быть, ребенок стал «закатывать сцены» именно сейчас, реагируя на детский сад. Дитя, которое катается по полу и испускает пронзительные вопли с утра пораньше, когда вы нервничаете, опаздывая на работу, и мучительно прикидываете, как вам его, такого, доставить в детский сад, может изрядно потрепать вам нервы. Но, как и большинство других проблем, эта вполне решаема, хотя и требует больших эмоциональных «вложений» с вашей стороны.

Прежде всего, глубоко вздохните и успокойтесь: это не продлится вечно. Ребенок вырастет и перестанет впадать в истерики гораздо быстрее, чѐм вам сейчас кажется. В детских истериках самым мучительным для родителей является даже не поведение ребенка само по себе, а собственное родительское ощущение полного бессилия, растерянность, незнание, как себя вести в такой ситуации.

Вы и сами знаете, что нужно сохранять: спокойствие и только спокойствие. Только вот как это сделать? Для начала организуйте время таким образом, чтобы угроза опоздания на службу не давила на вас. Если уж вы знаете, что сборы в детский сад будут сопровождаться скандалом, распланируйте время с учетом этого печального факта: договоритесь на работе, что в течение ближайших недель будете приходить на полчаса или на час позже. Если это невозможно, придется раньше вставать.

Кстати, возможно, что уже этой, очень простой меры, окажется достаточно, чтобы утренние «трели» прекратились: ребенок может бузить именно потому, что ему вредит утренняя спешка. Не исключено, что ему нужна более плавная, неторопливая подготовка к ежедневному переходу из дома в детский сад. И если у него появится возможность поиграть дома пятнадцать минут перед выходом в детский сад или завтракать с мамой, а не в группе, вполне вероятно, что он успокоится.

Если же это не помогает, усвойте некоторые простые правила обращения с бунтующим ребенком. Утренние истерики, связанные с походом детский сад, чаще всего имеют характер манипуляции: ребенок очень надеется, что таким образом сумеет «победить» вас и садик наконец будет отменен.

Дайте ему понять, что вы не боитесь его истерики и не будете выполнять его требований лишь потому, что он лежит на полу и производит весьма неприятные звуки. Ребенок должен видеть, что вы не злитесь на него, не обвиняете и не собираетесь наказывать, но не намерены поддаваться. Ваша спокойная и дружелюбная настойчивость и последовательность станут залогом того, что «показательные выступления» очень скоро останутся в прошлом.

четверг, 5 мая 2022 г.

Рассеянность.

     Рассеянность – это психическое состояние, характеризующиеся отсутствием внимания, сосредоточенности. У рассеянных детей чаще всего возникают проблемы с организованностью, исполнением, они не умеют или затрудняются выделять главное при наблюдении в деятельности, не способны следовать чёткому порядку. Одна из основных причин рассеянности ребёнка – это результат неправильного воспитания. Если родители с самого раннего возраста приучают ребёнка к порядку, усвоению навыков дисциплины, организованности, и приучают ребёнка доводить начатое дело до конца, то это является твердой гарантией, что Ваш ребенок не вырастет рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а на беспорядок в игрушках и на рабочем месте ребенка «закрывают глаза» и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведении ребенка появляется рассеянность и неорганизованность. И если в дошкольном возрасте рассеянность не сильно сказывается на успехе и начинаниях ребенка, то в школьном возрасте эти качества стремительно начнут сказываться на учебе ребенка. 

Рассеянным школьникам довольно сложно учиться, они постоянно отвлекаются на свои мысли, мечтания, любые шорохи и звуки, не слушают объяснения учителя, не успевают выполнять все задания. Рассеянный ребенок довольно часто попадает в смешные и досадные ситуации.

Что же делать, если вы стали замечать у своего ребенка качества рассеянного человека?

Самое главное – ни в коем случае не упрекайте дошкольника и не наказывайте его за неаккуратность, забывчивость, несобранность. Для успешного результата необходимо терпеливо и системно тренировать его в правильном поведении, учить работать над своими недостатками.

Первое, с чего стоит начать – строгое соблюдение режима дня, именно хорошо спланированный режим дня не позволяет менять занятие, деятельность ребенка по настроению, требует сосредотачивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. В начале Вам придется постоянно напоминать ребенку, что по режиму нужно сделать, но, спустя время, это войдет ребенку в привычку, он научится ответственно относиться к заданиям, обязанностям. Следующий этап – это создание внешних условий, устранение всех факторов, которые могут отвлечь ребенка. Порой родители сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку на то, что он постоянно отвлекается от занятий, а сами при этом в соседней комнате громко включают телевизор, слушают музыку и громко беседуют. И в это время ребенок в своей комнате всеми мыслями находится с родителями, а не выполняет свое задание. А родителям важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу, даже если порой нам кажется, деятельность детей совсем незначительной. Вы получите первые быстрые результаты только в том случае, если занятия, поручения и дела будут интересны и увлекательны для ребенка. Если ребенку нравится ухаживать за домашними животными, цветами, лепить из пластилина, то поощряйте его успехи с указанием на то, что если бы ты не полил цветы или не покормил животных, то они бы погибли, чтобы ребенок начинал осознавать ответственность своих дел. Постепенно ребенок усвоит, что необходимо делать не только то, что интересно, но и то, что необходимо для пользы семьи и его самого, что для достижения цели необходимо приложить усилия. Но при этом нельзя перегружать детей занятиями и поручениями. Лучше всего дети усваивают знания, тренируют привычки через игру.

Например, возьмите много мелких игрушек из киндер-сюрпризов, рассыпьте на столе, пусть ребенок запомнит их. Закройте предметы салфеткой и предложите ребенку назвать все, что там лежало. Каждый правильно названный предмет вытаскивайте из-под салфетки. Игра будет интереснее, если в ней примет участие не только ребенок, но и папа, брат, сестра, и т. д. Предложите ребенку еще одну игру : разложите несколько игрушек, пусть ребенок запомнит их расположение, затем ребенок закрывает глаза, а Вы меняете местами игрушки на столе, либо убираете одну из них. Открыв глаза, ребенок должен догадаться, что изменилось, постепенно можно увеличивать количество игрушек, предметов. Эти игры не трудозатратные и не требуют много времени, но при этом они очень эффективные в преодолении у дошкольников рассеянности и воспитании внимательности. Также причиной рассеянности может быть болезнь, временное ослабление организма. В таком случае следует укрепить иммунитет с помощью витаминов, наладить его питание и отдых. Здесь все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями. Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным и перерастает в черту характера, а затем начинает проявляться вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с ленностью, рассеянность в общении с людьми – с нетактичностью и эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью и неаккуратностью. Для того, чтобы этого избежать, следует внимательно относиться к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность внимания, родители следят, на что они направлены. Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность

понедельник, 18 апреля 2022 г.

Почему возникает вредная привычка

Получает радость от процесса. Распространенная вредная привычка среди дошкольников – сосание пальца. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Оно ассоциируется у ребенка с комфортом и безопасностью. Если в раннем возрасте он не удовлетворил свою потребность в сосании, она «выплывет» как привычка и при любом дискомфорте, чувстве тревоги, даже в школе ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш.

Борется со стрессом. Вредная привычка – это сигнал родителям, что ребенок нервничает, находится в состоянии тревоги, чего-то боится или переживает. Чтобы понять, почему дошкольник так себя ведет, нужно выяснить, какие впечатления он ежедневно получает.

Берет пример с родителей. Если дошкольник каждый день видит, как его любимая мама грызет ногти, то он начнет подражать ей, чтобы быть таким, как она. И после ребенок очень удивляется, когда его ругают за то, что «делает мама».

Пытается себя развлечь. Когда ребенку скучно, он бессознательно ищет чем заняться. Часто дошкольник находит себе интересное занятие во вредной привычке.

Что делать, если вредная привычка у ребенка с нарушением ЦНС Вредные привычки могут появиться у ребенка из-за нарушений в работе центральной нервной системы (ЦНС). Их определяют в роддоме или на первом году жизни ребенка во время осмотров у невропатолога. Чтобы отучить такого ребенка от вредных привычек, нужно обратиться за помощью к психиатру. Дома родителям нужно спокойно общаться с ребенком, не повышать на него голос, не делать рядом с ним резких движений. Обстановку в квартире сделать расслабляющей, избегать мрачных и чересчур ярких красок. Наклеить обои светлых пастельных тонов. Мебель поставить удобную, комфортную.

 Как бороться с вредной привычкой.

 Восстановить спокойствие в семье. Чтобы отучить дошкольника сосать палец или грызть ногти, нужно восстановить спокойствие в семье. Ребенок, который регулярно наблюдает за ссорой родителей или терпит нападки взрослых, расстраивается, нервничает и успокаивает себя вредной привычкой. Если в семье не бывает ссор, родителям нужно узнать у воспитателя, какие отношения у ребенка с детьми в группе.

Ограничить просмотр телевизора. Телевизор перегружает нервную систему ребенка. На неокрепшую детскую психику негативно влияют не только взрослые фильмы и новости, но и детские передачи и мультфильмы. Необходимо ограничить просмотр телевизора и позволять смотреть не более 30 минут в день.

Уделять внимание ребенку. Недостаток внимания беспокоит дошкольника. Родителям нужно ежедневно обнимать и целовать своего ребенка, гладить по спине, рукам, голове. Важно говорить ему о своей любви, например: «Митенька, я так тебя люблю, я так рада, что ты мой ребенок!» Рекомендуйте родителям больше разговаривать с ребенком, играть вместе с ним в его игры. Внимание не избалует дошкольника, а успокоит и поможет избавить от вредной привычки.

 Не перегружать занятиями. Когда ребенок перегружен умственными занятиями (языки, музыка, математика), у него возникает сильное нервное напряжение.

Избавить от раздражающих моментов. Если ребенок сосет палец или кусает губы, совет бабушек мазать пальчик перцем или горчицей не поможет. Родителям нужно избавить его от раздражающих моментов. Например, если они видят, что ребенок грызет ногти или дергает себя за ухо, нужно спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если ребенок проявляет настойчивость, необходимо переключить его внимание: отвлечь лаской, щекотанием, игрой, вопросом и снова отвести руку.

Правильно реагировать на вредную привычку. В дошкольном возрасте ребенок изучает, как реагируют взрослые на его действия, и определяет, хорошо он поступает или нет. Если родители будут отвлекать конфетами и подарками, то вредная привычка только закрепится. Ребенок поймет, что для того чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти.

 Подавать хороший пример. Дети во всем копируют родителей и других людей, которые с ними часто общаются. Ошибочно думать, что дома «все свои» и можно не следить за своим поведением. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры «за порог», на всеобщее обозрение.

Если дошкольник ведет себя неприлично за столом, родителям нужно тихо, неслышно для окружающих и очень мягко сказать: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, и это может быть неприятно людям, которые находятся рядом с тобой». Но говорить «Ты ведешь себя как свинья» нельзя.

Порекомендуйте родителям не ругать и не стыдить перед окружающими ребенка, если он, например, измазался мороженым. Так они только понизят его самооценку и выставят себя перед ним в неприглядном виде. В случае с мороженым нужно просто помочь ребенку избавиться от пятен со словами: «Это некрасиво, правда? Ничего, в следующий раз ты обязательно возьмешь платочек, ты ведь очень аккуратный». У ребенка повысится самооценка и появится чувство ответственности.

Чутким отношением к ребенку, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями, педагогами, чтобы быть в курсе того, как дошкольник ведет себя в группе.

Читать сказки о вредных привычках. Через истории сказочных героев дети воспринимают моральные наставления лучше. Предложите родителям готовые сказки, по аналогии они смогут придумывать сказки про те привычки, от которых они хотят избавить ребенка.

Сказки о вредных привычках Сказка про Слоненка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка ковыряться в носу.

Жил да был на свете маленький Слоненок. И был у него друг – веселый Кролик. Однажды утром Слоненок пришел к своему другу Кролику и, как всегда, вежливо поздоровался: – Дравствуй, Кродик! – Что такое, Слоненок? – удивился друг. – Что с твоим носом? – Де здаю, Кролик, но у меня такое ощущедие, что там кто-то поседился! – Поселился? А может, это паук? Или жук заполз? Ну-ка покажи свой нос! Кролик схватил длинный слоновий хобот и внимательно в него посмотрел. Прямо как в подзорную трубу. – Все ясно, – строго сказал он, – у тебя там… – Что, ну что? Говори скорее!!! – заволновался Слоненок. – Нос нужно мыть и чистить каждый день. Понятно? Он у тебя очень грязный. И никто туда не залез. Ты сам его испачкал. – Тогда я сейчас пойду и помою свой нос. Через пятнадцать минут Слоненок вернулся с чистым носом. Теперь он говорил нормально, и Кролик со Слоненком могли играть и распевать свои любимые песенки.

 Сказка про маленький пальчик (Е. Ульева)

Цель:отучить ребенка сосать палец.

У маленького мальчика на руке было ровно пять пальчиков – пальчик Петя, пальчик Сеня, пальчик Миша, пальчик Сёма и пальчик Малышка. – Я сегодня нажимал на кнопочку звонка! – похвастался пальчик Миша. – А я пробовал варенье! – сказал Петя. – А я играл на пианино! Вот так – ля-ля-ля! – пропел Малышка. – А на меня надевали колечко! – похвалился Сёма. – А меня, – заплакал Сеня, – чуть не съели! – Какой ужас! Кошмар! – заволновались пальчики. – Как это случилось? – А вот так. Сидел я, сидел, и вдруг появился огромный рот. Как откроется – и ам меня. А там, во рту, темно и страшно. И зубы стучат. Ну все, думаю, сейчас проглотят. – Кто же это такой страшный? Волк? Людоед? – Не знаю, но пасть очень огромная. Чуть не съел меня. Не успел пальчик Сеня это сказать, как пасть снова появилась, открылся рот, и Сеня вотвот должен был оказаться в страшной пещере. – Нет, нет, нет!!! – закричали все пальчики вместе и стали толкаться, царапаться, спасая Сеню. Пасть закрылась и больше уже не нападала на пальчики. Они жили дружно и весело.

 Как Дима перестал грызть ногти (И. Маниченко)

Цель: отучить ребенка грызть ногти.

Жил-был мальчик Дима. Были у него и мама с папой, и бабушкой с дедушкой, и много друзей. Но еще была у него плохая привычка – грызть ногти. Никто не мог его от этого отучить. И вот однажды Дима сидел за столом и рисовал одной рукой, а на другой, как обычно, грыз ногти. Вдруг как заболит у Димы живот! Стала мама его лечить: и таблетки горькие дает, и травами отпаивает – ничего не помогает. Пошли они тогда к доктору. Доктор осмотрел Диму и только руками развел: «Ничем не могу вам помочь. Вроде все в порядке у мальчика. Не могу понять, в чем причина болезни». Пришли они домой. А живот у Димы болит все сильней и сильней. Что делать – не знают! Вдруг раздался звонок. Мама открыла дверь и увидела на пороге старушку-соседку. – Здесь мальчик Дима живет, у которого живот болит? Я пришла ему помочь, – сказала бабушка. Мама провела ее к Диме. Старушка взяла Диму за руку, посмотрела на обгрызенные ногти, погладила по животу и сказала: – Вот тебе, Дима, волшебные варежки, береги их! И с этими словами старушка ушла. Дима даже спросить не успел, в чем же волшебство варежек. А живот чудесным образом вдруг совсем перестал болеть. У Димы поднялось настроение: хотелось бегать, прыгать и кричать от радости. И он, радостный, побежал к маме на кухню. Сел за стол и только начал по привычке грызть ногти, как откуда ни возьмись появились старушкины варежки и наделись Диме на руки. Он никак не мог их снять, пока мысль о том, чтобы погрызть ногти, не исчезла. После обеда Дима пошел во двор к ребятам. По дороге опять решил погрызть ногти, но тут снова появились варежки и наделись на руки. Это повторялось весь день. И на второй день, и на третий… И так Диме надоели эти варежки, ведь летом в них жарко, играть совсем неудобно, да и ребята уже начали посмеиваться, что он и думать забыл о том, чтобы грызть ногти. И варежки ему больше не понадобились. Надевал он их только зимой, сам, когда шел играть с ребятами в снежки. И живот у него больше ни разу не болел. Почему? Как ты думаешь?

Сказка про невоспитанного Поросенка (Е. Ульева)

Цель: отучить ребенка совать пальцы в нос и в рот.

Жил-был на свете Поросенок. И был он очень невоспитанный. Грязный. И еще не умел себя вести. Совсем не знал, куда девать свои руки. То в карман засунет, то в рот, то в нос. Руки грязные, а после них все остальное грязным становится. Ну что за Поросенок! Надоело зверятам смотреть на такого грязного Поросенка, и они перестали его к себе в гости приглашать. Сидел Поросенок совсем один у себя дома. И скучал. А потом надоело ему скучать, пошел он к Еноту и говорит: – Научи меня, как быть чистым. – Хорошо. Во-первых, нужно всегда мыть руки. И не совать их ни в нос, ни в рот. – Я понял! Если я буду совать их в рот, то могу откусить, а если в нос – то сломать! – Руки должны быть делом заняты! Вот ты что сегодня делал? – Ничего. Только в луже лежал. – Иди вымойся как следует и сделай что-нибудь полезное. А потом увидишь, что будет. Пошел Поросенок, вымылся с ног до головы. А потом отправился домой и всем подарки смастерил: Утке – сачок, Зайчонку – кораблик, а Белке – самолетик. Увидели это зверята и стали Поросенка в свои игры звать да нахваливать: – Вот какой у нас Поросенок.


(Источник. Электронный журнал №11 2017 e.psihologsad.ru)


среда, 6 апреля 2022 г.

Играем "Дома на развитие логического мышления"

               Формирование логического мышления в детском возрасте должно проходить в игровой форме, так как игра – ведущая деятельность. Главные инструменты логического мышления: слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения.

Игра «Угадай-ка».

Взрослый загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Например.

- Этот предмет летает? (Да.)

- У него есть крылья? (Да.) 

 - Он высоко летает? (Да.)

- Он одушевленный? (Нет.)

- Он сделан из пластмассы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть пропеллер? (Да.)

 - Это вертолет? (Да.) 

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Ведущий (взрослый или ребенок) предлагает два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. 


Например: яблоко и помидор; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Логические задачи «Подумай и реши…».

1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?

 3) Марина и Таня пили разные соки - виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?

5) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

 6) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

7) У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

8) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?

9) Кто громче замычит, петух или корова?

10) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?

11) Сели на воду три воробья, один улетел. Сколько осталось?

12) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения. Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений.