Влияние цвета на психику ребенка
вторник, 21 марта 2023 г.
Влияние цвета на психику ребенка
четверг, 2 марта 2023 г.
Развитие мелкой моторики у детей в быту.
У всех здоровых людей существуют две моторики - мелкая и крупная. Крупная отвечает за движения головы, корпуса, рук и ног. А мелкая - за скоординированные движения пальцев. Очень важно развивать в маленьком ребенке обе эти моторики. Но особое внимание стоит уделить мелкой. Ведь именно она способствует развитию речевого центра в головном мозге. Чем больше малыш умеет делать руками, тем легче ему говорить, выражать свои мысли, общаться и учиться.
четверг, 16 февраля 2023 г.
Почему дети разные
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи, хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви-голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!
Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.
Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.
«Уравновешенный ребенок»
Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
«Шустрики»
У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее.
При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».
Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.
«Мямлики»
Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.
«Впечатлительные дети»
Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.
Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.
Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.
Очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.
пятница, 3 февраля 2023 г.
Зарядка для ума
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения возникновения простудных заболеваний, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья разработаны авторские комплексы упражнений «Зарядка для ума» для детей 4–7 лет, состоящие из телесно-ориентированных техник.
Быстро поморгать в течение 1–2 минут.
Цель: развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева направо, затем справа налево.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация мозга.
Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвигаясь вверх до самых кончиков.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности волосистой части головы, имитируя дождик.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее соединять последовательно в кольцо пальцы рук (большой с указательным, средним и т. д.). Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. Отрабатывать эти же действия на каждой паре пальцев отдельно.
Порядок выполнения:
Цель: профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц глаз.
Поднять глаза вверх, опустить, повернуть в правую сторону, повернуть в левую сторону.
Цель: развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
Двигать языком в разные стороны.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое проделать правой рукой.
Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мышления (левого полушария).
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнить правой рукой.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону. Кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прилагается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6–8 раз). Необходимо добиться высокой скорости выполнения.
Порядок выполнения:
Цель: профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
Рисовать глазами геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
Цель: профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения из стороны в сторону (вращая их по кругу).
Цель: развитие абстрактного мышления (левого полушария).
Выдвигать язычок вперед-назад.
Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга).
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательным и средним пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук – как при зевании.
Цель: развитие творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга).
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Взяться левой рукой за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положения рук с точностью до наоборот.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох, спокойно, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать выдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
Порядок выполнения:
понедельник, 16 января 2023 г.
Как научить ребенка разрешать конфликты со сверстниками.
Взаимодействуя с другими детьми во дворе или в группе детского сада, ребенок время от времени становится участником ссор или споров. Родители часто не знают, как поступить, ведь им обычно кажется, что их ребенка обидели и ему нужно срочно помочь; лучше всего было бы сделать так, чтобы конфликты не происходили вообще никогда. Поэтому очень важно научить ребенка широкому спектру поведения в различных ситуациях. Чтобы он четко понимал, когда и какой тактики придерживаться.
Конфликтная
ситуация дает ребенку опыт. Участие в ней позволяет испытать неприятные
ощущения, понять, что ему не нравятся конфликты, и попробовать разные способы
выхода из них.
Как
вы думаете, какая из этих моделей лучше?
-
Когда ребенок при любой спорной ситуации конфликтует, жестко отстаивая свои
границы?
-
Или, когда ребенок всячески пытается избежать конфликта и сглаживает углы?
На
самом деле, никакая. Бывают ситуации, когда нужно и даже полезно вступить в
конфликт, а бывает, наоборот, когда следует его избежать. Но чтобы ребенок
чувствовал себя увереннее, можно вместе с ним регулярно отрабатывать разные
способы поведения в непростых ситуациях.
Первые
конфликты появляются на втором году жизни, когда ребенок начинает отделяться от
мамы и осознавать свои желания. Но особо острыми они становятся в кризисе трех
лет: ребенок уже умеет говорить и высказывать свои желания, но взрослый не
всегда его слушает. Ребенок хочет еще одну конфету, взрослый отказывает —
назревает конфликт. Именно в этот период важно отработать с ребенком разные
способы выхода из конфликта: уступать, не сдаваться, договариваться,
отвлекаться на игру или другие дела.
Каким
навыкам разрешения конфликтов могли бы мы научить ребенка? Помним, что дети
являются нашим отражением? Существует мнение, что родители должны избегать
конфликтов при ребенке. Это не так. Если же у ребенка есть в опыт понимания
того, что мама и папа периодически не сходятся друг с другом в мнении, но при
этом не кричат, не оскорбляют друг друга, а умеют прийти к консенсусу, ребенок
получает уверенность в том, что конфликт это не конец отношений, а возможность
договориться.
Если
у вашего ребенка возник конфликт со сверстником, если ничего не угрожает жизни
и здоровью ребенка, не спешите вмешиваться. Возможно, у детей получится
самостоятельно договориться. Можно честно сказать, что вы знаете о конфликте,
но будете оставаться в стороне, пока не потребуется помощь. И в случае чего
обязательно поможете советом или участием.
Если
вы стали свидетелем конфликта и ребенок просит вашей помощи, не становитесь
сразу на чью-либо сторону. Предложите детям по очереди рассказать, в чем они
видят причину конфликта. Рассказать о своих чувствах и желаниях: что ты
почувствовал, когда он тебя обозвал? Так они увидят друг друга настоящими,
живыми, чувствующими, и разговаривать станет проще.
Обе
стороны должны высказаться. Каждое из предложенных решений важно обсудить и
принять то решение, которое удовлетворит обе стороны. Не торопитесь предлагать
собственные варианты. Выслушайте детей.
Если
ваш ребенок пожаловался на обидчика, безусловно, у родителя возникает желание
обидчика наказать. Если ситуация выглядит серьезной, вам стоит обратиться к
родителям ребенка. Хорошо, если родители знали друг друга до конфликта, тогда
им будет проще найти общий язык. Но если нет, можно воспользоваться помощью
администрации и провести первую беседу в их присутствии. Покажите ребенку своим
примером, что разговоры — это важно.
среда, 11 января 2023 г.
Синдром эмоционального выгорания у педагогов
Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно чувствуешь себя очень уставшим, появляется крайне странное ощущение, будто внутри что-то сломалось: все безразлично, все нипочем? Работа, которая так нравилась, которой отдавался без остатка, без которой не представлял своей жизни, теперь не радует, а раздражает, общение с детьми вызывает негативные эмоции. В голове живет только одна мысль: поскорее закончился бы рабочий день! Дома тоже ничего не хочется, даже общаться с близкими ... Многие, наверное, находились в подобном состоянии. Психологи назвали его синдром эмоционального выгорания. Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Синдром эмоционального выгорания - это опасное профессиональное заболевание тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, психологов, социальных работников. Известный американский психолог Кристина Маслач, которая одна из первых начала исследовать эту проблему, утверждала, что эмоциональное выгорание - это плата за сочувствие. Профессия педагога отличается рядом специфических особенностей, главной из которых является безусловное общение с детьми, а также волевой стимул, который постоянно побуждает к практической педагогической деятельности. Образовательная деятельность не имеет фиксированного объема и общепринятых критериев оценки результативности, но требует творчества, активного функционирования сознания, постоянной работы над собой, совершенствования и пополнения знаний, что часто приводит к эмоциональному перенапряжению. Поэтому главными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов являются: - Стресс, вызванный большим количеством требований; - Неспокойная обстановка на работе, требующей устойчивого внимания и напряжения; - Не всегда разумная организация рабочего времени и труда; - Невнимание к своему физическому здоровью. Учитывая, что психологическое переутомление педагога приводит к снижению качества образовательного процесса, ухудшению психологического климата в группе, а, следовательно, и эмоционального состояния детей, очень важно заранее предупредить возникновение синдрома эмоционального выгорания. Поэтому психолог в детском саду регулярно проводит работу, направленную на профилактику синдрома эмоционального выгорания. Это позволяет педагогам совершенствовать коммуникативные умения, научиться дискутировать, доказывать правильность своей точки зрения и принимать без обид и взаимных претензий точку зрения оппонента. А еще - педагоги учатся определять свое эмоциональное состояние, овладевают техниками релаксации и техниками, которые позволяют быстро взять себя в руки в стрессовой ситуации.
четверг, 15 декабря 2022 г.
Привычка сосать палец
Дети в возрасте 2-3 лет сосут палец, потому что это их успокаивает. Возможно, ребенок сосал палец, будучи в утробе матери и теперь пытается вернуть это ощущение безопасности, когда ему страшно, он устал, болен, ему скучно, или он пытается приспособиться к новой обстановке. Ребенок может также использовать этот прием, чтобы усыпить себя, если вдруг проснулся ночью.
Как с этим бороться
Главное сильно не беспокоиться. Не смотря на то, что вас может пугать такая привычка ребенка, она не наносит ущерба формированию прикуса и нижней челюсти, пока ребенок не достигнет 3-4 лет. При этом важно учитывать, как ребенок сосет палец, если он пассивно держит его во рту, то это не вредит формированию прикуса. Если ребенок сосет активно, то здесь могут возникнуть проблемы при формировании прикуса, поэтому проанализируйте привычку вашего ребенка. Если он делает это активно, то лучше начать отучать его от этой привычки, пока ему не исполнится 3 года.
Избегайте методов наказания
Наказывать ребенка в таком случае бесполезно, как и постоянно говорить «вынь палец изо рта». Надевать ему на палец, что-то резиновое, как и мазать чем-то невкусным, жестокий метод, так как ребенок всего лишь пытается таким образом успокоиться. Попытки угрозами и наказаниями заставить ребенка бросить эту привычку, могут привести к тому, что последний еще сильнее и чаще начнет сосать палец. В любом случае он перестанет это делать, когда найдет другие способы упокоиться. Если ребенок сосет палец, когда он, например, голодный, то через год или два он сам научиться заглядывать в холодильник в поисках чего-нибудь съестного или научиться просить вас приготовить что-нибудь перекусить.
Предложите замену
Если вы можете определить время и место, когда ваш ребенок наиболее всего подвержен этой привычке, например, когда смотрит телевизор, то вы можете придумать какую-то замену данной привычке: дать ему в руку резиновый шарик, чтобы мять, или любою другую игрушку, которую можно разминать пальцами. Если ребенок сосет палец, когда он устал, приучите его подремать немного, чтобы отдохнуть. Если ребенок сосет палец, когда расстроен, то необходимо научить его выражать свои чувства словами, не держать все в себе. Таким образом, ваши основные действия это обнаружение причины и предложение альтернативы привычке сосать палец.
вторник, 6 декабря 2022 г.
Воровство в дошкольном возрасте
Несомненно,
что большинству родителей далеко не безразлично, каким человеком вырастет их
дитя. В любом цивилизованном обществе порядочность и честность среди главных
достоинств личности занимают далеко не последнее место. Поэтому понятны
волнения и переживания родителей, если их ребенок был замечен в краже или вдруг
в доме начали появляться чужие вещи.
Безусловно,
оставлять без внимания появление «незнакомых» игрушек, бантиков, канцелярии и
прочего нельзя ни в коем случае. Но не стоит сразу обвинять и наказывать
ребенка, «приклеивать» ему всякого рода ярлыки типа: «бандит», «вор» и т. д. Прежде
всего, необходимо разобраться в сути проблемы, выяснить, зачем и почему он так
делает?
Сразу
следует отметить, что термины «кража», «воровство» не совсем применимы к
дошкольникам, потому, что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать
свой дурной поступок они не в состоянии, а уж тем более оценить его последствия.
Если
такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его
проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш в данном возрасте пока не
способен различать «моя вещь» - «чужая». Он может взять что-либо, не
задумываясь, машинально.
Ребенок
постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но
ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое,
все равно взял. Причем ценность вещи роли не играет – будь то дорогая игрушка
или пластмассовая «безделушка». Поэтому прежде, чем начинать коррекционную
работу, важно определить мотив, побуждающий его на совершение определенных
действий.
Среди
основных мотивов, которые толкают дошкольников на «воровство», можно выделить
несколько групп:
1.
желание владеть чем-то (чаще всего игрушкой);
2.
желание привлечь к себе внимание взрослых;
3.
желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценного» предмета
или вещи;
4.
желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
5.
желание отомстить кому-либо;
6.
желание узнать что-либо;
7.
желание подражать взрослым.
Рассмотрим
все эти мотивы подробнее.
Желание
владеть-то – вполне понятный и прямой мотив. Ребенок может испытывать сильное
желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой, с которым малыш не в
состоянии справиться). Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно
мечтал, и, улучив момент, он её открыто отбирает, тайно прячет, или уносит
домой. При этом он не ворует, а берет. Берет, чтобы доиграть, насладиться
игрой, не понимая разницы между общественной и личной собственностью человека,
не понимая вообще, что такое собственность и принадлежность.
Рекомендации:
необходимо систематически рассказывать ребенку о том, что существуют вещи,
принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ свой лучше
сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее,
обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь. Кроме
того, следует приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать
или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности
действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций. Если вещь или игрушка
все таки появились в вашем доме – потребуйте от ребенка обязательно вернуть ее
хозяину.
Желание
привлечь к себе внимание взрослых – достаточно глубокий психологический мотив.
Возможно, в этом ярком, дорогом, красочном мире игрушек ребенку просто не
хватает внимания и тепла любимых, но таких «далеких» и вечно занятых родителей.
Его логика проста: «Когда я веду себя плохо, меня ругают. Но это лучше, чем
когда меня не замечают». Практические психологи описывают множество таких
примеров, когда дети намеренно совершают «дурные» поступки с целью привлечения
к себе внимания.
Рекомендация:
уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными
интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь
своими переживаниями и мыслями, и тогда удастся не только наладить необходимый
психологический контакт, но и создать в вашей семье благоприятную доверительную
атмосферу.
Желание
привлечь к себе внимание сверстников – характерно для детей старшего
дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он
способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные
способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это
делает.
Рекомендация:
периодически разговаривайте с ребенком, интересуйтесь в какие игры он играет и
с кем, какие игрушки ему больше нравятся и о чем он мечтает. Если у ребенка
выявите трудности в общении со сверстниками – обратитесь за консультацией к
психологу.
Желание
сделать приятный подарок близкому (чаще всего родителю) – это социальный мотив.
Он вызван отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок
стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает
неправильно ему просто не приходит в голову.
Рекомендация:
не оценивайте резко и категорично данный поступок, а наоборот, скажите, что вам
приятно, что он хотел вас обрадовать, но это можно было сделать другими
способами. Расскажите, каким образом он может вас удивить, порадовать, сделать
приятное.
Желание
отомстить кому – либо вызвано повышенной эмоциональностью, ранимостью детей
дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать»
своего обидчика. Какие игрушки дети приносят с собой в детский сад? — Любимые.
А что испытывает человек, если его лишают того, что он любит? — Обиду,
сожаление, разочарование и т. д. Таким образом, ребенок чувствует
удовлетворение от содеянного и теперь освобождаясь роли «потерпевшего», он
примеряет на себя роль «победителя».
Рекомендация:
необходимо ребенку объяснять, что месть – это не самый лучший способ общения со
сверстниками, рассказывать о последствиях такого поведения (потере друзей,
доверия и пр., а так же обучать приемлемым способам решения споров и
разногласий.
Желание
узнать что-либо – это познавательный мотив, который обуславливает развитие
ребенка, расширяет его знания об окружающем мире. Поэтому дошкольнику
свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи.
Однако зачастую он чувствует себя не вправе ломать дорогие игрушки с целью
узнать, что там внутри и как все устроено. Но зато с удовольствием делает это с
игрушками, не принадлежащими ему, а значит не имеющими особой ценности. Поэтому
берет, ту вещь, которой он не дорожит (чужую) и проводит над ней творческие
эксперименты.
Рекомендация:
в данной ситуации ребенок просто не может самостоятельно найти правильный
объект для удовлетворения своего научного поиска. Помогите ему в этом,
удовлетворите его познавательный интерес. Разрешите использовать вещи, так как
ему хочется, обучите конструктивным способам разборки и сборки игрушек, проводите
совместные эксперименты по изучению предметов, явлений природы и вещей
различного предназначения.
Желание
подражать взрослым, то есть быть как они. Дети учатся правилам поведения на
примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как
родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то
вещь, - взрослые не догадываются, что являются примером воровского поведения.
Рекомендация:
никогда не берите сами то, что вам не принадлежит.
В
заключение стоит сказать, что при правильном подходе к проблеме педагогов и
родителей, данное «негативное» поведение может не только полностью
искорениться, но и стать началом для формирования правильных социальных
установок детей.