Взаимодействуя с другими детьми во дворе или в группе детского сада, ребенок время от времени становится участником ссор или споров. Родители часто не знают, как поступить, ведь им обычно кажется, что их ребенка обидели и ему нужно срочно помочь; лучше всего было бы сделать так, чтобы конфликты не происходили вообще никогда. Поэтому очень важно научить ребенка широкому спектру поведения в различных ситуациях. Чтобы он четко понимал, когда и какой тактики придерживаться.
Конфликтная
ситуация дает ребенку опыт. Участие в ней позволяет испытать неприятные
ощущения, понять, что ему не нравятся конфликты, и попробовать разные способы
выхода из них.
Как
вы думаете, какая из этих моделей лучше?
-
Когда ребенок при любой спорной ситуации конфликтует, жестко отстаивая свои
границы?
-
Или, когда ребенок всячески пытается избежать конфликта и сглаживает углы?
На
самом деле, никакая. Бывают ситуации, когда нужно и даже полезно вступить в
конфликт, а бывает, наоборот, когда следует его избежать. Но чтобы ребенок
чувствовал себя увереннее, можно вместе с ним регулярно отрабатывать разные
способы поведения в непростых ситуациях.
Первые
конфликты появляются на втором году жизни, когда ребенок начинает отделяться от
мамы и осознавать свои желания. Но особо острыми они становятся в кризисе трех
лет: ребенок уже умеет говорить и высказывать свои желания, но взрослый не
всегда его слушает. Ребенок хочет еще одну конфету, взрослый отказывает —
назревает конфликт. Именно в этот период важно отработать с ребенком разные
способы выхода из конфликта: уступать, не сдаваться, договариваться,
отвлекаться на игру или другие дела.
Каким
навыкам разрешения конфликтов могли бы мы научить ребенка? Помним, что дети
являются нашим отражением? Существует мнение, что родители должны избегать
конфликтов при ребенке. Это не так. Если же у ребенка есть в опыт понимания
того, что мама и папа периодически не сходятся друг с другом в мнении, но при
этом не кричат, не оскорбляют друг друга, а умеют прийти к консенсусу, ребенок
получает уверенность в том, что конфликт это не конец отношений, а возможность
договориться.
Если
у вашего ребенка возник конфликт со сверстником, если ничего не угрожает жизни
и здоровью ребенка, не спешите вмешиваться. Возможно, у детей получится
самостоятельно договориться. Можно честно сказать, что вы знаете о конфликте,
но будете оставаться в стороне, пока не потребуется помощь. И в случае чего
обязательно поможете советом или участием.
Если
вы стали свидетелем конфликта и ребенок просит вашей помощи, не становитесь
сразу на чью-либо сторону. Предложите детям по очереди рассказать, в чем они
видят причину конфликта. Рассказать о своих чувствах и желаниях: что ты
почувствовал, когда он тебя обозвал? Так они увидят друг друга настоящими,
живыми, чувствующими, и разговаривать станет проще.
Обе
стороны должны высказаться. Каждое из предложенных решений важно обсудить и
принять то решение, которое удовлетворит обе стороны. Не торопитесь предлагать
собственные варианты. Выслушайте детей.
Если
ваш ребенок пожаловался на обидчика, безусловно, у родителя возникает желание
обидчика наказать. Если ситуация выглядит серьезной, вам стоит обратиться к
родителям ребенка. Хорошо, если родители знали друг друга до конфликта, тогда
им будет проще найти общий язык. Но если нет, можно воспользоваться помощью
администрации и провести первую беседу в их присутствии. Покажите ребенку своим
примером, что разговоры — это важно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий