Произнесите волшебные слова: «Почитаем
сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
Сказка – древний вид словесного
творчества народа. Проходят века, появляются авторские произведения, но
народные сказки продолжают жить.
Сказка – всегда источник радости, мудрости, а также увлекательное произведение, позволяющее разобраться во взаимоотношениях героев, понять мотивы их поступков, сформировать своё мнение о происходящем.
Сказка – первый ориентир отношений к
человеческим ценностям, добродетелям, пониманию добра и зла, честности и
обмана, правды и лжи, простодушия и хитрости, трудолюбия и лени, любви и
ненависти. Понимание нравственных и волевых черт очень важно для ребёнка, так
как в дальнейшем ему придётся ориентироваться в огромном многообразии
человеческих отношений и поступков, выбирать, как поступить.
Сказки знакомят детей с традициями,
обычаями народа, национальными праздниками, с предметами быта, с животным и
растительным миром Родины, с культурой своего народа. В каждой сказке своя
мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему
человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Сказки дороги нам тем, что в них
отражены историческая жизнь русского народа, его характер, богатый и красочный
русский язык.
Сказка помогает формировать речь
ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию
мира, развивает воображение и фантазию.
Мудрость, заложенная в сказках,
воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом сказка, то ребенок стремится
стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир,
пробует сочинять свои собственные сказки. Дети очень любят слушать сказки,
расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального
существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок
получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Детям
необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде
богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или
феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах
героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто
противоречит обычной реальности.
Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок
сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой
противился злу.
Сказки ни в коей мере нельзя
рассматривать только как приятное, доступное детям занятие.
С помощью сказок можно и нужно
воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся
личности.
Например, жадному эгоистичному ребенку
полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»;
пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут
«Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине»; активному и
подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях,
посвятивших жизнь подвигам во имя людей.
Постарайтесь понять эмоциональную
проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие
черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините свою
сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его
проблему.
Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку, обязательно
придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны
именно Вашему ребенку.
После чтения или рассказывания поиграйте
с ребёнком, задавайте ему вопросы и вместе ищите ответ.
Можно поиграть в игру «Полезные
сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?
Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где этот совет
встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка
воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была
самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее-то совочек, то ведерко. И тут
мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка». Прочитала,
обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру
так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в
песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо
всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий