воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Развитие ребенка в три года

 Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
1.                  Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
2.               Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
3.                 С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
4.                 Одевается сам или под присмотром взрослых.
5.                 Строит пирамидку из 3-х кубиков.
6.                 Сидя на велосипеде крутит педали;
7.                 Знает свое имя и фамилию.
8.                 Называет 3 основных цвета из 4-х.
9.                 Прыгает на месте на 2-х ногах.
10.              Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
11.              Положить книги и журналы на полку.
12.             Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
13.     Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
14.         Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
15.            Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
16.     Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
17.            Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
18.        Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;
19.  Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
20.               Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
21.     Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
22.     Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
23.      Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
24.        Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде,  числе, падеже;
25.               Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
26.              Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
27.               Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
28.               Называть свое имя и фамилию.
29.               Называть имена людей его ближайшего окружения.
30.               Называть и отличать 2-3 дерева.
31.       По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
32.               Различать времена года;
33.               Называть существенные детали и части предметов.
34.            Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые "сейчас" предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
35.          Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
36.          Начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
37.               Отгадывает загадки;
Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать,  что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.

вторник, 10 ноября 2020 г.

Дети-аутисты

         Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. 

Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.

Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1.  В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)

2.  В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они немогут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции.  

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

 

понедельник, 26 октября 2020 г.

Библиотерапия

  

       Третий год с успехом в саду реализовывается городской  библиотерапевтический проект "Подарите детям чтения доброго". Участниками являются подготовительная к школе группа "Кораблик". Библиотерапия помогает детям приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на события жизни. Художественные образы произведения в процессе библиотерапевтических занятий переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает маленькому читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей.




вторник, 29 сентября 2020 г.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

        В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
    Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
    Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.
    Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
   Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку. 
    Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

четверг, 12 марта 2020 г.

"Всезнайка"


       На занятиях по развивающему кружку вместе со Всезнайкой дети знакомятся с такими  признаки, как «влажность», «цвет», «размер», «количество», «форма». В процессе игр у детей обогащается словарный запас: сухой, мокрый, одноцветный, разноцветный, зеленеет, длиннее, высокий, низкий, много, мало и т.д..
     Дети узнали, что если внимательно понаблюдать и изучить объекты окружающего мира, то они состоят из разных признаков.

четверг, 6 февраля 2020 г.

Развивающий кружок "Всезнайка"


Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют  нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы», которые мы изучили с детьми младших групп на развивающем кружке «Всезнайка».
Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процесса познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, он будет учиться пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и  каким способом информацию можно проверить и использовать.




среда, 15 января 2020 г.

Психология цвета. Влияние цвета на психику ребенка

Психология цвета. Влияние цвета на психику ребенка
       «Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Сила цвета заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне...»      
                                   Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о детях, у которых только-только формируются личные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или  повысить  самооценку, улучшить или ухудшить самочувствие ребенка. 
Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гёте, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребёнок в своих играх и рисунках,  вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребёнка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребёнка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития " физического и интеллектуального.
Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, выделяются четкие взаимосвязи между определёнными цветовыми предпочтениями и психологическими характеристиками детей. Предпочтение, которое оказывает ребёнок какому-то определённому цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребёнком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четвёркой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.
Дети, предпочитающие всем цветам "Желтый" более всего предрасположены к творчеству.Как правило, такие люди - свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть, для которых основной моральный принцип - не выделяться и не умничать. С другой стороны, люди, предпочитающие желтый цвет - мечтатели, фантазеры, сказочники. Они часто склонны в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей.
 Дети, предпочитающие всем цветам "Фиолетовый" живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом.
 Дети, предпочитающие всем цветам "Красный" наиболее открыты и активны. Красный цвет - цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. Такие дети -  обычно лидеры в своем окружении как формальные, так и неформальные. Подчиняться - не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, "назло", когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и стимулировать собственное желание ребёнка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат такого ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.
Дети, предпочитающие всем цветам "Зеленый" чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет - индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий и этим отличаются от "красных", предпочитающих "проехаться за чужой счёт" либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. Дети, у которых любимый цвет зеленый открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место - слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны.

 Дети, у которых "Коричневый" любимый цвет часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой - замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность таких детей часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть "шестерками" или исполнителями воли "красных" детей - лидеров и заводил в классе и на улице. 
Дети, у которых любимый цвет "Синий"  полная противоположность "красным". По характеру такие дети: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это - порядок, закон, мысль, разум.
Дети, у которых любимый цвет «Серый» самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм. Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьми цветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. 
Благоприятные цвета  для детей
Промышленность,  выпускающая детскую одежду или игрушку, а также фирмы специализирующиеся на производстве детской мебели и оформлении интерьеров детских комнат давно сотрудничают с психологами.  Последние утверждают, что детки лучше всего реагируют на красный, желтый и синий цвета и все их оттенки. Этот вывод основывается на том, что ребенок, в первую очередь, реагируют на предметы и игрушки именно этих цветов. Вместе с этим, некоторые цвета, хоть и привлекают внимание ребенка, могут быть сильнейшими раздражителями, или напротив, действовать угнетающе.
 Итак. Красный, безусловно, лидер всех цветов – он сразу же привлекает к себе внимание  и ассоциируется с энергией и лидерством. Вместе с этим это самый агрессивный и раздражающий цвет, созерцание которого способно в очень короткий промежуток времени  может в разы повысить активность даже у флегматичного ребенка, что уж говорить о холерике.
Красный цвет ассоциируется у нас с бодростью и энергией. Его применение в интерьере повысит подвижность ребенка, а у старших детей будет содействовать активности в школе. Особенно положительно влияет красный на вялых и не активных детей. Но использовать этот цвет надо умеренно, так как его засилье в помещение негативно воздействует на психику, вызывает агрессию, угнетает и мешает сну. Следовательно, если ребёнок слишком живой или неспокойный от красного цвета лучше совсем отказаться, либо свести его количество к минимуму.
 А вот желтый цвет – напротив, практически не имеет негативного воздействия на психику ребенка. Желтый цвет  вызывает ощущение внутренней гармонии, тепла, стабильности. Это жизнеутверждающий цвет, способный прогнать самую глубокую хандру.  В противовес красному, он не провоцирует к нарушению общеустановленных норм, а наоборот пробуждает стремление к порядку и спокойствию.  Детская комната,  выполненная в желтых тонах, как нельзя лучше подходит для перевозбужденного и нервного ребенка, склонного к истерическим состояниям. К  тому же,  желтый является хорошим стимулятором аппетита.
Желтый — один из наиболее подходящих цветов для детской комнаты. Этот солнечный цвет не только повышает настроение, но и содействует умственной работе, улучшает внимание и даже способствует развитию интуиции. Так что интерьер с жёлтым цветом поможет ребёнку в учёбе и сделает его более жизнерадостным. К сожалению, если малыш слишком беспокоен, от обилия этого цвета придётся отказаться.
 Синий цвет тоже хорошо подходит для оформления детских помещений. Дело в том, что синий – это цвет мужества, порядка, силы воли, внутренней собранности и ответственности, к тому же он способствует проявлению духа коллективизма. Правда, если ваш ребенок не слишком активен и эмоционален,  лучше избегать преобладания синего цвета. Он может усилить флегматическую составляющую характера.
Насыщенный и глубокий синий цвет позволяет снять нервное перенапряжение и улучшает сон. Но, не смотря на красоту этого цвета, основным в интерьере детской комнаты он быть не должен. Во-первых, он подавляет настроение. Во-вторых, расслабляет, мешает сосредоточиться. Так как этот цвет достаточно тёмный, ребенку в синей комнате будет тоскливо и неуютно.
 Если вы хотите пробудить в вашем ребенке любознательность, желание развиваться, учиться, то нужно делать акцент на зеленый цвет. Он укрепит в нем уверенность в своих силах и здоровую смелость. Вместе с этим, если ребенок склонен к  излишнему самоанализу, замкнут и у него проявляются все признаки интроверта,  лучше зеленого избегать.
Зеленый цвет положительно сказывается на изменении и развитии характера у ребенка. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью.
Зеленый цвет, прежде всего, ассоциируется с природой и спокойствием. Зелёные оттенки в детской и правда помогут ребёнку расслабиться и успокоиться, положительно повлияют на давление и сердцебиение, улучшат зрение. Отрицательно воздействует зелёный на излишне спокойных детей. Кроме того, перебор зелёного способствует появлению у ребёнка плохого самочувствие, а по некоторым предположениям — самовлюблённости.
 Оранжевый цвет очень важен для здорового развития детей, поэтому он обязательно должен присутствовать в гардеробе и мальчиков, и девочек. Дело в том, что оранжевый настраивает все системы организма на здоровый лад. Это цвет психоэмоциональной устойчивости, физической выносливости и пытливого ума, вместе с этим это, пожалуй, один из самых жизнеутверждающих цветов, который создаёт атмосферу праздника. Такое цвет рекомендуется деткам склонным к ипохондрии, застенчивым ребенком с чувствительной нервной системой. Однако тут важно помнить, что оранжевый не должен быть единственный цветов, да он может преобладать, но рядом обязательно должны быть и другие цвета.
Оранжевый хорошо влияет на психологическое состояние детей, так как повышает их творческую активность и энергичность, создаёт ощущение уверенности и комфорта. Психологами доказано, что ребёнок в оранжевой комнате не будет чувствовать себя одиноко. Кроме того данный цвет поможет мамам детей, имеющих проблемы с питанием, ведь он стимулирует аппетит. Маленькая девочка из «Оранжевой песни» Ирмы Сохадзе так любит цвет апельсина, что готова разукрасить им не только свою комнату, но и небо, солнце, зелень и даже маму. А вот психологи бы её идею не одобрили, так как в больших количествах оранжевый может перевозбуждать и давить на психику.
 Ещё два  цвета, которые заслуживают внимания особенно применительно к детям – это голубой и розовый. Использование розового цвета в интерьере имеет массу преимуществ. Розовый цвет успокаивает, снижает стрессы и повышает настроение. Он способствует успехам в учёбе, улучшает самооценку девочки и просто позволяет ей почувствовать себя маленькой принцессой. Оттенки розового могут варьироваться от холодного, близкого к сиреневому цвету, до теплого персикового. Минусом розового цвета является его ярко выраженная женственность. Для того чтобы девочка не выросла взбалмошной кокеткой, психологи советуют дополнять его другими цветами. Несложно догадаться, что для мальчиков розовый не подходит, так как не способствует развитию в них мужских качеств.
 Голубой цвет в детской, так же как и зелёный, содействует успокоению и расслаблению. Но в отличие от последнего, он рассеивает внимание. Так что если родители не хотят, чтобы школьник вместо учёбы летал в облаках, лучше ограничить использование этого цвета зоной отдыха.
Серый цвет на первый взгляд, серый цвет ассоциируется с печалью и одиночеством. Но такое отношение к этому цвету не всегда оправдано. Серый цвет успокаивает и придаёт уверенности. Так что его можно применять в детской, но делая это грамотно и обязательно разбавляя яркими красками. Так как серый понижает активность, нельзя использовать его в комнате малоподвижного замкнутого ребёнка. Все выше перечисленные цвета по большому счету настоятельно рекомендованы для деток любого возраста, с учетом их психоэмоциональных характеристик. Самым безопасным и показанным абсолютно всем детям (впрочем, как и взрослым) является желтый цвет.