среда, 19 мая 2021 г.

"Цветик-семицветик"

        В мае по проекту «Подарите детям чтения доброго» вместе с педагогом-психологом Колесниковой Е.Ю. и подготовительной к школе группа «Кораблик» посетили  библиотеку семейного чтения им. А. Николаева.  Дети познакомились с замечательной сказкой писателя В. Катаева «Цветик-семицветик». Сказка учит детей добру, взаимовыручке. Помогает детям понять, почему нужно помочь сперва мальчику, а потом думать о своих желаниях. На таких примерах дети познают сострадание, сопереживание к другим. И будут относиться к слабым в будущем в школе или во дворе не со злобой, а давая свою поддержку, внимание и заботу.  В конце мероприятия детям были вручены медали за успешно проделанную работу в течении всего проекта.












 

четверг, 13 мая 2021 г.

Будущий первоклассник

                Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни - учеба - деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение - и по содержанию, и по организации - резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.
Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:



  Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами и т.д.), а возможностью получать новые знания (чему-то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.
Волевая готовность к обучению в школе. К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).
О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.
К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения). Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника.

    следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника - это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость - умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.
В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.
При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.


 ребенка тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли - школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.
Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения.

Таким образом, подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юных учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

понедельник, 5 апреля 2021 г.

Фестиваль "Современные информационные образовательные технологии в ДОУ"

                   Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому занятия по эмоциональной сфере поможет овладеть ребенку знаниями об эмоциях, умениями распознать, оценивать и регулировать свое эмоциональной состояние.

 

Конспект занятия  «Такие разные эмоции» ссылка  https://cloud.mail.ru/public/6dsS/CBajvwLgw

Видео занятия «Такие разные эмоции» ссылка https://cloud.mail.ru/public/bLqh/gyciQFYiG

 

 


понедельник, 1 марта 2021 г.

Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника

             Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит   семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.     


Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.



Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же).в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

В воспитании эмоциональной отзывчивости у детей в семье важно:

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

 

пятница, 12 февраля 2021 г.

Книгодарение

           14 февраля – день, известный, как праздник всех влюбленных. Но мало кто знает, что с 2012 года 14 февраля стало знаменательной датой – Международный день дарения книг! 

Этот праздник  в нашем ДОУ отметили по-своему. 

В группе «Ягодка» была организована акция «Дарите книги с любовью»
Родители с удовольствием приняли участие, подарили детям книги, которые приобрели вторую жизнь в группе.

Педагог-психолог Е.Ю. Колесникова   с группой «Теремок»  отправились в небольшое путешествие «В мир книг».  Узнали, когда появилась первая книга, книгопечатание.


 Детям было любопытно, что бывают  необычные книги: книга-туннель, книга-приправа, трехмерные-книги, самая маленькая и большая книги в мире. Узнав о том, что 14 февраля не только день влюбленных, но и праздник дарения книг, вдохновились идеей подарить книгу своим близким. Потому что книга остается ценным подарком даже  в наш век высоких электронных технологий.

четверг, 14 января 2021 г.

Волшебные круги Луллия

         



Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ.

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия».

 В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора с картинками.  Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир. Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения во времени, материал, место и др.

«Круги Луллия» является великолепным пособием способствующим интеллектуальному развитию дошкольников:

- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений

В результате работы с кругами Луллия дети научаться группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематизация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас.

 

 

 

 

воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Развитие ребенка в три года

 Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
1.                  Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.
2.               Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;
3.                 С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.
4.                 Одевается сам или под присмотром взрослых.
5.                 Строит пирамидку из 3-х кубиков.
6.                 Сидя на велосипеде крутит педали;
7.                 Знает свое имя и фамилию.
8.                 Называет 3 основных цвета из 4-х.
9.                 Прыгает на месте на 2-х ногах.
10.              Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
11.              Положить книги и журналы на полку.
12.             Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
13.     Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
14.         Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
15.            Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
16.     Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;
17.            Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;
18.        Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;
19.  Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;
20.               Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;
21.     Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
22.     Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
23.      Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).
24.        Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде,  числе, падеже;
25.               Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.
26.              Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;
27.               Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
28.               Называть свое имя и фамилию.
29.               Называть имена людей его ближайшего окружения.
30.               Называть и отличать 2-3 дерева.
31.       По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").
32.               Различать времена года;
33.               Называть существенные детали и части предметов.
34.            Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые "сейчас" предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
35.          Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
36.          Начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
37.               Отгадывает загадки;
Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать,  что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.

вторник, 10 ноября 2020 г.

Дети-аутисты

         Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС),— это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Дети-аутисты погружены в свой внутренний мир и плохо идут на контакт с окружающими. 

Аутизм – серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей.

Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1.  В том, как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия)

2.  В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники. Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они немогут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции.  

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

 

понедельник, 26 октября 2020 г.

Библиотерапия

  

       Третий год с успехом в саду реализовывается городской  библиотерапевтический проект "Подарите детям чтения доброго". Участниками являются подготовительная к школе группа "Кораблик". Библиотерапия помогает детям приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на события жизни. Художественные образы произведения в процессе библиотерапевтических занятий переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает маленькому читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей.