Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование
развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно
говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно
еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых
и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
«Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
Необходимо набраться терпения и
начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день.
Можно использовать для этого обычные
занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его
тщательно мыть каждый пальчик, а затем так же тщательно вытирать его
полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть сад, воспользуйтесь
этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Попросите помочь вам приготовить
пельмени, вдеть нитку в иголку и т.п.
Есть и специальные игры и упражнения для
развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Например,
игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают
различные теневые фигуры - зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная
игра - определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните и об играх
- шнуровках. У большинства современных детей наблюдается общее моторное
отставание, в особенности у детей городских. Сейчас распространена обувь на
липучках и детям часто не приходится учиться завязывать шнурки. Раньше все
делали руками, а сейчас на каждое занятие есть по машине.
Важно приучить ребенка стремиться всё делать аккуратно. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.
Игры и упражнения
Лепка из глины и пластилина - это
занятие очень полезное и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём
лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима - что может
быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный
замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы
улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Рисование или раскрашивание картинок -
любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики
рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик
рисует только машины и самолеты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это
вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликации. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить - насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
Конструирование, изготовление поделок из
природного материала – шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Кроме развития мелкой моторики рук, эти занятия развивают также воображение,
фантазию, образное мышление ребенка.
Застегивание и расстёгивание пуговиц,
кнопок, крючков.
Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке – каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
Закручивание и раскручивание крышек
банок, пузырьков и т.д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость
пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды – развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику.
Нанизывание бус и пуговиц – летом
можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких
плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии
и мелкой моторики рук.
Плетение косичек из ниток, венков из
цветов. Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т.
д, для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д.
Научите своих детей всему, что умеете сами!
Переборка круп - насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Полезно проверить результаты кропотливой
работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест «вырезания
круга», проведя его до начала тренировки и после.
Все эти упражнения приносят тройную
пользу ребёнку:
* развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
* формируют у него художественный вкус,
что полезно в любом возрасте,
* детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий