Дети ломают игрушки
и рвут книжки.
Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить свои потребности
словами. Они ориентированы на импульс и движение, в момент
которого случается конкретное действие, а опыт и осознание приходят
после. Выделим 6 основных причин, по которым ребенок может совершать
разрушительные действия по отношению к предметам.
► Познавательный интерес
В возрасте от 3 до 5 лет дети проявляют исследовательский
интерес к предметному миру – им хочется понимать, как все
устроено. Самый простой и доступный способ – разобрать, испробовать,
ощутить. Другого способа понять, за счет чего включается фонарик или из чего
сделан прыгающий маленький мячик, у ребенка нет. Эта мысль движет
любознательным дошкольником больше, чем осознание, что игрушка может сломаться.
Поэтому фонарик может быть разобран на маленькие детали, а мячик
просто надкусан.
Опыт сломанной игрушки ребенок получает уже после того, как достигнет
удовлетворения от процесса исследования. В результате сломанная
игрушка может расстроить ребенка не меньше, чем родителей, особенно если
она была любимой.
Рекомендации родителям
Соберите вместе с ребенком игрушку, которую он разобрал.
Предложите ему для изучения те игрушки, которые не жалко будет
разобрать безвозвратно. Приобретайте любознательному ребенку познавательные
материалы и игры. Посещайте вместе выставки, музеи, познавательные игровые
площадки. Вовлекайте ребенка в практическую жизнь, где можно реализовать
исследовательский интерес. Готовьте вместе, ремонтируйте, убирайтесь
в квартире. Используйте больше игр с песком – ребенок сможет
лепить, ломать, что-то закапывать в него и даже разрезать куличики.
► Выражение чувства злости или обиды
Разрушать, ломать игрушки ребенок может в состоянии злости, обиды.
Нужно понаблюдать, какая эмоция его сопровождает во время игры
и в каком контексте. Например, если ребенок задумался
и в этот момент сжал и скрутил игрушку, так что она сломалась,
то это повод побеседовать с ребенком о том, что его беспокоит,
или обратиться за помощью к психологу.
Используйте для диагностики агрессивного состояния ребенка проективные
методики, через которые будет возможен диалог с дошкольником. Например,
методика «Вулкан». Благодаря таким методикам ребенок сможет не только
показать свое состояние, но и выразить его наружу безопасным
способом.
Рекомендации родителям
Учите ребенка контролировать свои чувства, проговаривать эмоции. Ему важно
понимать, что он чувствует, и выражать свои эмоции безопасным
способом. Это поможет осознать переживания дошкольнику, а значит, лучше
их контролировать.
► Неудовлетворенность игрушкой
Дошкольник, возможно, по каким-то причинам не может прямо сказать
родителям, что ему не нравится игрушка, а другую родители
не покупают. Самый действенный выход – сломать ее. Тогда есть
вероятность, что родители купят новые игрушки, которые понравятся.
Рекомендации родителям
Обратите внимание, есть ли у вас в семье психологическая
свобода, когда ребенок может сказать, что игрушка ему не понравилась. Если
это эмоционально наказуемо, например, чувством вины, стыдом, злостью или
обидой – тогда ему приходится нести ответственность за ваши чувства,
эмоции и отношение к нему. Позвольте ребенку иметь свои притязания,
даже если они не совпадают с вашими.
► Недостаток внимания
Если ребенок хочет привлечь внимание родителя или педагога поломкой
какой-либо вещи, то он сделает это, даже если его осудят
за поступок. Возможно, дошкольник нуждается в общении, сочувствии,
принятии и поддержке. И просто не знает другого способа, как это
выразить.
Рекомендации родителям
Сформируйте у ребенка представление о способах, как начать
общение. Например, расскажите, что он может сказать: «Давай поиграем»,
«Мне немного грустно, поговорите со мной», «Помогите, пожалуйста,
справиться с этим заданием». Обращайте свое внимание на ребенка
по своей инициативе, а не только когда ему надо выдумывать
способы вас позвать.
► Игровые фантазии
Во время игры «понарошку» обычная кукла может превратиться
в настоящего пациента, который потерял руку или ногу. В другой игре
ребенок может инициировать автомобильную аварию, где ему будет важно внести
реальную поломку двери и помять капот.
Рекомендации родителям
Подберите для таких ролевых игр недорогие игрушки. Не меняйте сразу
сломанную игрушку на новую. Предложите ребенку совместно ее починить.
► Особенности темперамента
Активные, легко раздражаемые дети с трудом сдерживают свои эмоции,
когда у них что-то не получается. Они способны рассердиться
и что-то разбить или разорвать.
Рекомендации родителям
Позвольте ребенку увидеть результат своих горячих эмоций. Предложите
альтернативные способы вымещения своих чувств. Например, иметь под рукой
специальную бумагу, которую можно порвать в случае неудачи и сильной
злости на препятствие. Предложите ребенку обращаться за помощью
к взрослому, когда у него что-то не получается. Станьте примером
для ребенка по контролю и управлению своими чувствами. Воспринимайте
яркие реакции ребенка-холерика спокойно, тогда и он быстрее
успокоится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий